Лучший педагог года

Развитие речи с учетом здоровьесберегающих технологий «Развитие речи в свете валеологии» в подготовительной группе

ТАТЬЯНА ЛЕЙБОВИЧ
Развитие речи с учетом здоровьесберегающих технологий «Развитие речи в свете валеологии» в подготовительной группе

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Радуга» на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи, как средство повышения педагогической культуры родителей

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах развития речи детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Задачи:

1. Раскрыть актуальность темы, познакомить с причинами речевых нарушений.

Публикация «Развитие речи с учетом здоровьесберегающих технологий „Развитие речи в свете валеологии“ в подготовительной группе» размещена в разделах

2. Познакомить родителей с применяемыми методами и приёмами по развитию речи в дошкольном учреждении.

3. Вовлечь родителей в практическую деятельность по совершенствованию связной речи у детей через словесные игры.

План мастер-класса:

1. Приветствие – игра, вступительное слово.

2. Развитие связной речи, примеры игр и упражнений в домашних условиях.

3. Развитие речи с учетом здоровье сберегающих технологий : «Развитие речи в свете Валеологии» – Лейбович Т. В.

4. Использование STEM-технологий для развития связной речи детей

5. Подведение итога мастер-класса.

1. Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые Родители! Сегодня наш мастер-класс направлен на развитие речи детей. Мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию, только совместные усилия родителей и педагогов являются залогом успешной работы.

Мир детства невозможно представить без игры и сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки.

Дидактическая игра с родителями «Я начну, а ты продолжи»

• Тише едешь – (дальше будешь).

• Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

• Один в поле - (не воин).

• Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

• Под лежачий камень – (вода не течет).

• Семь раз отмерь – (один отрежь).

• Что посеешь – (то и пожнешь).

2. Презентация педагогического опыта учителя-логопеда

Школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Часто дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.

Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, необходимо читать ему познавательные книги, энциклопедии.

Связная речь бывает монологической и диалогической. Диалог – это наши разговоры, обмен информацией, мнениями. Ребёнок чаще слышит его и быстрее усваивает.

А вот монологической речи следует учить. Научить ребёнка монологической речи можно через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».

Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.

Игра «Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Игра «Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игра «Давай поговорим»

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода?» В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Игра «Повтори скороговорку»

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Игра «Выучи стихотворение»

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи. Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

3. Презентация педагогического опыта воспитателя Лейбович Т. В.

Валеология (лат.)-vale- «будь здоров»,logos(греч.)-слово, учение.

Валеология – это наука о здоровом образе жизни.

Валеология –это здоровье через образование.

Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Роль артикуляционной гимнастики: помогает подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.

1. Поднимите бровки вверх.

2. Сдвиньте бровки к центру.

3. Втяните обе щеки.

4. Надуйте обе щеки одновременно.

5. Понадавливайте на щеки языком.

6. Пощелкайте языком.

8. Мы прижмем язык губам (пя-пя-пя, а потом прижмем забами (тя-тя-тя)

Каждое повторяется 10 раз

Роль речевых разминок: развивают навыки произношения, выразительного чтения, помогают увеличить словарный запас и подготовиться к осмысленной творческой деятельности.

• Речевые разминки - средство обогащения речи.

Роль пальчиковой гимнастики – Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

Дыхательная гимнастика:

• Дыхательная гимнастика неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата, предупреждению простудных заболеваний.

• Упражнения дыхательной гимнастики.

«Дровосек» Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "ух".

«Паровозик» Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

Речевые физминутки: развивают у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память.

Вот большой стеклянный чайник Надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Очень важный как начальник Повороты влево-вправо

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки Приседают, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца-

Только стукни, разобьются Кружаться, рисуя руками круг

Вот серебрянные ложки

Голова на тонкой ножке. Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой

Вот серебрянный поднос

Он посуду нам принес. Рисуют большой круг 2 руками перед собой

Скороговорки и чистоговорки: закрепляют речевые навыки, тренирует память, внимательность.

Делаем выводы:

• Эти приемы оказывают положительное влияние на развитие личности.

• Способствуют развитию межличностных отношений.

• Помогают снять напряжение.

• Способствуют развитию речевого аппарата и развитию речи.

4. Презентация педагогического опыта воспитателя

Применение STEAM-технологий в своей группе мы начали с использования конструкторов, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Значимую роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор Construction Set Brick Classroom, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям; способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.

Дети по схеме и самостоятельно конструируют модели, воспроизводят действия предметов и персонажей, озвучивают, придумывают сюжеты с последующим их описанием. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной. Сделанные детьми LEGO-модели могут быть использованы для совершенствования лексической и грамматической сторон речи.

Задание «А ну-ка повтори!»

• собираем поделку по схеме

• придумываем название

Развитие связной речи при конструировании :

• ребенок рассказывает о том, что у него получилось;

• придумывает действие своей конструкции;

• поясняет, чем она ему нравиться;

• объясняет, что он хотел смастерить.

В ходе усложнения конструктивной деятельности обогащается, активизируется и закрепляется словарный запас воспитанников за счет включения в их речь новых понятий.

Задание «Придумай историю»

• Что это за постройка/конструкция?

• Из чего она построена/сделана/собрана?

• Какая она?

• Для чего она построена, что умеет делать?

• Что в ней необычного?

Задание «Волшебные превращения»

• Учим цифры, буквы

• Манипулируя деталями, превращая их то в одну, то в другую фигуру ребенок запоминает её образ.

Игра позволяет формировать навыки счета, чтения и письма у воспитанников.

Преимущества STEM-технологий :

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

• Расширяют словарный запас детей, развивают связную речь.

• Обогащают интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Помогают выработать инженерные навыки.

Заключение

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

5. Подведение итогов мастер-класса.

Обсуждение родителями представленного педагогического опыта работы.

Уважаемые родители! На этом наш мастер-класс завершен, нам очень приятно, что вы уделили время и участвуете вместе с нами в педагогическом процессе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Автор публикации:
Развитие речи с учетом здоровьесберегающих технологий «Развитие речи в свете валеологии» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 00:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД