Получи документы

Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет

Светлана Крюкова
Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Речь является особой формой общения людей. Развитие речи младших дошкольников осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Для формирования речи имеет значение развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. Для развития смысловой стороны речи, в частности функции обобщения, необходимо уточнять названия деталей (частей) предмета (карманы, рукава, воротник у пальто, ручка у чашки, некоторых качеств (цвет, размер, расспрашивать о назначении вещей.

Публикация «Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет» размещена в разделах

В игре типа «Отгадай и назови» дети узнают предмет, рассказывают о его назначении и выполняют ряд специфических для данного предмета действий. Например, детально рассматривая сезонную одежду с детьми, воспитатель (или родитель) рассказывает о назначении каждой детали, показывает, как правильно застёгивать и расстегивать пуговицы и замки – «молнии», параллельно закрепляет навык последовательности действий при одевании на прогулку, при этом формирует способность к обобщению (соотносит предмет с группой подобных предметов и наоборот). Через группировку предметов педагог раскрывает детям значение собирательных существительных (одежда – это то, что надевают люди; головные уборы – то, что надеваем на голову).

Для обогащения словаря ребенка воспитатель активно использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей : пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка; чистые, грязные руки; глубокая, мелка тарелка; горячий суп, холодный компот. Считается допустимым употребление в речи воспитателя упрощенных слов (бибика – машина, ляля – кукла) [ 3:211].

Организованные наблюдения за окружающим на третьем году жизни значительно расширяются и углубляются. Мы не только наблюдаем за различными транспортными средствами, но и учим детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, сани, показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль, колёса, двери).

Мы учим детей различать и называть домашних животных и их детёнышей, птиц, рассказываем о птичьих повадках. Особый эффект всегда вызывает наблюдение за живым объектом. Так, наблюдая за кошкой, дети могут ее внимательно рассмотреть, погладить. Спустя некоторое время воспитатель начинает свой рассказ о кошке: «У кошки шерсть мягкая и пушистая, хвост большой и тоже пушистый. Кошка бегает и ходит. У нее на лапках есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапками мягко, неслышно. Это потому, что на лапках подушечки. Кошка ест рыбу, молоко. Молоко лакает язычком. Кошка – домашнее животное».

На повторных занятиях педагог активизирует речь детей, задавая вопросы: «Как мурлыкает кошка? Как ходит кошка? Что ест кошка? Как кошка пьет молоко?» На подобных занятиях дети запоминают движения животных и птиц; имитируют их; машут крыльями; клюют, как птички; мяукают, как кошка. Такие занятия – наблюдения способствуют обогащению словаря и жизненного опыта взаимодействия с окружающим миром [2 :103].

Для усвоения и закрепления материала по теме «Домашние и дикие животные» можно провести игры:

на различение и запоминание животных («Кто пришёл», «Кого не стало»);

на запоминание взрослых животных и их детёнышей («Кто с кем», «Кто у кого», «Чьи детки», «Найди маму»);

на имитацию характерных для животных действий («Кто как ходит?», «Кто, как кричит?»).

Наглядными пособиями для таких игр служат игрушки, карточки лото, предметные картинки, сюжетные картины. После детального рассматривания картин педагог совместно с детьми составляет по картине коротенькие рассказы в две – три фразы [ 4:42].

Рекомендуется примерно один раз в месяц включить в план рассматривание сюжетной картины («Едем в автобусе», «катаем шары», «Строим дом», «Катаемся на санках»). Рассматривая вместе с детьми картину, педагог акцентирует внимание на ее содержании: «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички – голуби, маленькие – воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». Рассказ необходимо повторить не менее двух раз. В течение следующего месяца картину необходимо рассматривать с детьми вне занятий (индивидуально и группой).

Большое место на третьем году жизни отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, сказок. Особое внимание уделяется рассказыванию. Для этого хорошо использовать знакомые детям сказки. Так, работая над сказкой «Козлятки и волк», педагог показывает детям иллюстрации, характеризует волка и козлят: «Козлятки маленькие, а волк большой». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть траву шелковую, пить воду студёную». Выясняют: «Зачем коза уходила в лес?». Чтение сказки лучше сопровождать показом настольного театра [ 2:115].

Заканчивая занятие по сказке, можно предложить малышам самостоятельно поиграть с фигурками настольного театра, посмотреть иллюстрации. Рассказывая во второй раз сказку, стишок, потешку необходимо побуждать детей к самостоятельному проговариванию отдельных слов. Педагог начинает рассказывать и, не договорив какую-нибудь фразу, задает вопрос: «Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… Что дала? – Молока. Молоко Катя налила… Во что? – Налила в блюдечко».

В этом возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Дети с удовольствием вслушиваются в народную речь, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, кисонька-мурлысенька, птичка-синичка. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних потешек не нуждаются в пояснениях («Водичка-водичка», а другие требуют показа предметов, действий, дополнительных указаний («Кисонька-мурлысенька», «Вот и люди спят»). Перед чтением потешек лучше провести предварительную работу. Например, перед знакомством с потешкой «Как у нашего кота» дети рассматривают игрушечного кота, рассказывают о своих впечатлениях (отмечают, какие у кота усы, глаза, зубки). Затем слушают саму потешку. В ряде случаев чтение сопровождается показом действий, описанных в потешке [1].

Внимание необходимо уделять специальным играм и упражнениям, в процессе которых дети учатся различать и называть цвета, размер (большой - маленький, длину (длинный - короткий, твёрдость и мягкость (мягкий - твердый, температуру (холодный - тёплый). Характеризуют количество предметов (один, много, мало, по одному, их расположение в пространстве (высоко - низко, далеко - близко, направление движения (вперед - назад, вниз - вверх).

Широко используется прикладывание, вкладывание одного предмета в другой (матрешки, пирамидки, миски).

Так же влияют на развитие речи детей занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных). На таких занятиях разыгрываем какие-нибудь сюжеты (кормление игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, приглашение в гости к кукле игрушечных животных). При развёртывании сюжетов закрепляется название различных предметов, показываются действия с ними, и раскрывается их назначение. По ходу выполнения действий привлекаем малышей к активному участию (расставить посуду на столе для обеда кукол Тани и Саши; снять с куклы Кати пальто шапку, шарф).

Во время одевания, умывания приучаем детей помогать друг другу, формируем положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Помоги Вале застегнуть сандалии»; «Подай Саше шарф»).

Для развития речи большую роль играет многократное повторение нового слова и фразы, например: «Это апельсин. Что это (показываем фрукт). Что у меня в правой руке? (Апельсин) В левой руке? (Апельсин)».

Можно использовать поручения, на него дети отвечают действием («Найди, принеси, покажи, дай, сделай», но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Ксюша, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже») [ 2:35].

В самостоятельной игре детей тоже осуществляется успешное развитие речи. Играя, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослых. «Спи, Катенька! Спи, маленькая! Закрывай глазки. Глазки закрывай – баю-бай!», «Я пошла на работу, а ты идешь в садик!». Во время игры необходимо учить детей играть, не мешая друг другу, формировать основы взаимодействия. Для этого подсказываем поводы общения : «Нельзя бросать мяч вверх! Можно окно разбить. И Арсения предупреди, чтоб не бросал мяч вверх!»; «Постарайся не мешать Ире. Толкнешь ее нечаянно, сломается постройка Иры, она обидится на тебя»; «Лиза, ты не забыла покормить зайчика? А чем будешь кормить?»; «Маша, Катя, приготовьте обед, к вам придут гости. А чем будете угощать

Наши малыши часто изображают котят, щенят, тявкают и мяукают и обязательно стараются обратить на себя внимание взрослого. Мы «принимая» игру, превращаем ее в сюжетную. В процессе самостоятельной игровой деятельности маленьких детей не только обогащаем их речь, формируем активный словарь, но и решаем задачи всестороннего развития. Важную роль в развитии речи отводится воспитанию звуковой культуры речи, Это особая речевая задача. Дети третьего года жизни легко усваивают многие звуки и закрепляют их в собственном произношении, учатся пользоваться своим голосовым аппаратом. При этом совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Воспитание звуковой культуры речи у детей мы направляем на развитие у них слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития. Обращаем внимание детей на громкое и тихое, быстрое и медленное произношение одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз. Даем детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. Например: «Кто-то подошел к ребенку, остановился за его стулом и говорит: «Ква-ква-ква». «Кто пришёл поиграть?», - уточняет педагог.

Дети этого возраста неправильно произносят многие звуки, часто не договаривают окончания, опускают звуки, слова.

Знакомя ребёнка со звуком, мы связываем их с определённым образом (звук «У» - гудит самолёт, «И» - ржёт лошадь, «Тук-тук-тук» - стучит молоток, «Га-га-га» - кричит гусь, «Ж-ж-ж» - жужжит жук, «Кап-кап-кап» - идёт дождь). В этом возрасте мы учим детей говорить медленно, не спеша. Для закрепления звукопроизношения используем игру «Угадай, кто как кричит?». Мы выстраиваем две группы детей в ряд, одну против другой, на расстоянии 4-6 метров. Одной группе предлагаем произносить знакомые детям звукоподражания: мяу-мяу, ква-ква, ав-ав, бе, вторая группа должна угадать, какому животному оно принадлежит и громко его назвать. Затем роли меняются [1].

Необходимо внимательно следить за речью детей, слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним правильно, чётко проговаривая, все его слова и фразы. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок.

На занятиях со строительным материалом, по художественному творчеству, по физической культуре, на музыкальных занятиях, в ходе режимных моментов, во время свободных режимных моментов, во время свободных игр дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В разнообразной деятельности педагог постоянно разговаривает с детьми. Идёт активизация пассивного словаря.

Тесный контакт с родителями – это необходимое условие для правильного, современного и всестороннего развития речи ребенка. Некоторых родителей беспокоит, что их ребенок не выговаривает звуки, неправильно произносит слова, переставляет в словах слоги. Педагоги предупреждают родителей, что не следует повторять вслед за ребёнком неправильно сказанное слово, так как это закрепляет дефект.

Объясняем родителям, что общаясь с детьми, следует избегать крикливой громкой раздражительной речи. Спокойная и правильная речь окружающих – пример для воспитания такой же речи у ребёнка.

Развитие речи происходит постоянно, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Нельзя упустить этот шанс! В каждом из нас заложены предпосылки к гениальности и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребёнка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействия с понимающими и терпеливыми взрослыми. [ 1:107].

Литература

1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С. «Комплексные занятия в первой младшей группе по программе «От рождения до школы». Волгоград: Учитель, 1984.

2. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». М. : Просвещение, 1984.

3. Гербова В. В., Казакова Р. Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста». М. : Просвещение, 1981.

4. Логинова В. И., Максаков А. И. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

5. Радина Е. И. «Умственное воспитание детей раннего возраста». М. : Просвещение, 1968.

6. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду». М. : Академия развития, 2006.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта»Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Дидактическая.

Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Сценарий общения по развитию речи «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» Пословица:Птица сильна крыльями, а человек дружбой Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы: Воспитатель: Дети сегодня по дороге.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 11:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крюкова (УИ 305815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД