МААМ-картинки

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр

Елена Савина
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Дидактические игры имеют большое значение в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игра рассматривается как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ. В игре дети закрепляют речевые умения, уточняют представления о речевых явлениях, приобретают способность свободно пользоваться лексическими и грамматическими средствами языка.

Публикация «Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова и образованию слов.

Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни ].

Совместно с речевым развитием осуществляется и познавательное развитие в дидактических играх. Так как игра содействует расширению представлений об окружающем мире, улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Собственно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения. Подчас ребенок, играя, незаметно для себя постигает те знания и умения, какие мы полагаем необходимым ему предоставить. Дидактические игры приносят детям радость, удовольствие, интерес познания. Всякая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. А значит, способствует развитию связной речи и интеллектуальных способностей детей.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в практической деятельности многих педагогов и трудах ученых. Конечно, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры всегда занимали и занимают особое место.

Стоит отметить, что дидактическая игра имеет свои признаки. Характерными ее признаками являются: наличие общей цели участников игры, разнообразие ролевых целей при выработке решения, распределение ролей между участниками игры, взаимодействие участников игры, которые выполняют те или иные роли, моделирование ситуаций учебно-воспитательного характера и принятия учебно-педагогических решений, альтернативность решений, коллективная выработка решений, наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников [7].

Главной задачей многих словесных игр является нахождение антонимов и синонимов. Также, они развивают речь ребят : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.

Для правильного и современного процесса речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических упражнений и игр, нужно реализовать некоторые организационно – педагогические условия. Такие как: объяснение правил и хода игры, обращая внимание на четкое выполнение правил и поведение при этом. Например, что они разрешают и подписывают, а что запрещают, ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, используемом в игре. Здесь можно провести краткую беседу, показывая картинки и предметы, уточняющие представление и знания детей о них, показ игровых действий для правильного выполнения действий или ига может не привести к нужному результату. Возможно, дети будут подсматривать, когда по правилам нужно закрыть глаза, нужно определить роль воспитателя в игре, подведение итогов игры – наиболее ответственный момент в руководстве ею. По результатам, получаемые в игре, можно судить о том будет ли она использоваться с интересом в самостоятельной игровой деятельности ребят и их эффективности.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к дидактическим играм, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Подготавливая дидактическую игру старшим дошкольникам с целью развития связной речи, конечно, важно учитывать их возрастные особенности. Для детей данного возраста свойственен интерес ко всему новому и необычному, следовательно, они увлеченно будут выполнять различные творческие задания. Важно предоставить ребятам самостоятельность в выборе игры, тогда роль сыграет мотив соревнования, который их побудит находить собственное творческое решение.

Роль воспитателя при проведении самой игры также изменяется. Важно четко познакомить детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточнить их понимание играющими, вместе с ними участвовать в игре, с целью выяснения того, насколько ее правила усвоены. Далее можно предложить ребятам поиграть самостоятельно, следя за процессом игры, чтобы не возникали различного рода конфликтные ситуации.

Стоит отметить, что в играх детей старшего дошкольного возраста правила становятся сложнее и больше по количеству и, конечно, воспитателю стоит хорошо усвоить их и общую последовательность игровых действий, прежде чем давать детям.

Итак, дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие связной речи, так как игра – ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, применяя её на занятии возможно очень продуктивно выстроить образовательный процесс, интересный ребятам. Воспитанниками будет усвоена грамотно организованная речь, применяемая в различных условиях на практике. Речевая практика может быть усвоена через дидактические игры, являющиеся практической деятельностью, помогающую проверить усвоили ли дети речевые навыки и смогут ли они их применить в нужный момент.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 22:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД