Папки-передвижки

Развитие речи у детей раннего возраста

Марина Садуллаева
Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

По своей структуре и правилам язык представляет собой одно из

наиболее сложных изобретений человечества, но дети всех стран и народов с

удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают

речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит

одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдельные

слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к

Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах

четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же

хорошо, как и взрослые.

Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около

одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый

опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У

них сложились более или менее определенные представления о своих

родителях, о пище, об окружающей обстановке об игрушках. В этих

условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж

много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетаниями

звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его присутствии при

наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети

поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные

для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным

в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования

данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный

смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в

нем признаках.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно

от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова,

объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до

целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая

половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной

самостоятельной речи, направленной на управление поведением

окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Тем не менее, примерно до 1,6-1,8 лет у ребенка развивается только

понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного

словаря.

С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонемной

речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвертом

году жизни. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи,

строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается

грамматическое согласование всех слов. Постепенное развитие

грамматической структуры речи приводит к тому, что к трем годам ребенок

овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью

служебных слов строить сложные предложения. Примерно в это же время

возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого

высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к

окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть,

услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и

дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда

удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и

самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название

сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь

ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного.

Вначале ребенок пользуется однословными предложениями,

выражающими собой какую-либо целую, законченную мысль. Такие словапредложения возникают и называются почти всегда в связи с некоторой

конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются

предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и

сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая

мысль или целостное высказывание.

В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраста

реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего

связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее

предметами. Внимательно наблюдая за действиями взрослого,

произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на

них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Можно

было бы сказать, что в самом начале обучения речи ребенок реагирует на

слова примерно так же, как на них реагируют высшие животные, например

антропоиды, дельфины и собаки.

Прежде всего, ребенок усваивает словесные обозначения

окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и,

наконец, частей тела и лица. Все это - имена существительные, и они обычно

приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально

развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов,

относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное

и разнообразное общение взрослых с ребенком.

После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную

активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его

предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики

для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому

рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия

соответствующего предмета или явления. Затем к жесту добавляется вопрос

ребенка, выраженный словом.

Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо

предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим

вопросом, касающимся его. Если взрослый неправильно называет уже

знакомый ребенку предмет, то ребенок не довольствуется таким ответом и

повторяет свой вопрос до тех пор, пока не получит на него правильный ответ.

Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы проверяет свои

знания и запоминает интересующие его названия.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к

тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать

рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии

ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать

действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее

идеальном, понятийном отражении в языке.

До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и

употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в

развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300,а к

трехлетнему возрасту – 1200-1500 слов.

Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое

представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода

и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми

предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая

взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый

обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им

правильно пользоваться.

После интонационного оформления голосовых реакций ребенка

начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном

завершается к двум годам, когда реб нок уже может различать слова,

отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее

развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический,

морфологический, синтаксический и прагматический.

В усвоении грамматики ребенком раннего возраста наблюдаются

следующие закономерности. Первый период речевого развития,

охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым

развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в

основном в неизменном виде. Второй период, включающий промежуток

времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интенсивного

формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в

это время становятся частями предложения, происходит согласование их

окончаний.

Развитие семантической функции в детской речи связано с

определением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и

приобретением словами обобщенных значений, которые с ними связываются

в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда в речи

ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно

невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между

одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и

приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом

обобщения признаков предметов и их фиксацией в словесных значениях.

Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.

Определенные ступени развития словесных обобщений можно

наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года

жизни. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним,

наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени

обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в

какой предметы используются в детской игре. Третья ступень

характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки

предметов, отражающие их природу и зависимые от ситуационного,

функционального использования данных предметов.

Особую линию в речевом развитии представляет та, которая связана с

использованием речи как средства общения, управления поведением других

людей и саморегуляцией. Ребенок в возрасте примерно от 2,5 до 3,0 лет еще

не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно

тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из

нескольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей

формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.

Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых

предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки

эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой мы

остановимся в дальнейшем.

Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа

«да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто»,

«что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем». Как же

усваивается язык и формируется речь ребенка с точки зрения

психологических механизмов этого сложного процесса? Предполагают, что

тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи

являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных

ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но

особенно фонетики и грамматики. Этот механизм включается в действие

сразу же, как только у ребенка появляются первые признаки

соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап

речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к

большим успехам в усвоении языка.

Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении-речи

выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных

поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без

этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что

некоторые родители в течение длительного времени в начальный период

освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для

ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и

другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени

общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого

внимания, например в домах ребенка. И, тем не менее, в этих условиях к

нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие движений детей раннего возрастаРазвитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего возраста
Опубликовано: 15 октября 2022 в 18:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД