Наталья Курилова
Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Курилова Н. В.
Учитель-дефектолог
Истоковский филиал МАОУ «Ленская СОШ»
В статье представлен конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для детей с задержкой психического развития характерно снижение уровня мыслительных операций. В занятие включены упражнения на развитие словесно-логического мышления, внимания, пространственной ориентировки.
Публикация «Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с задержкой психического развития часто не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической запущенности.
Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание смысла и идеи текста, принятие информации. Цель смыслового чтения заключается в осмыслении полученной информации, максимально точном и полном понимании содержания текста, улавливании деталей, выполнении заданных практических действий.
Работу по формированию и развитию умений и навыков смыслового чтения нужно проводить систематично, с усложнением приемов и способов чтения от класса к классу. Обязательно нужно уточнять, понятен ли детям смысл некоторых слов. Это нужно для того, чтобы у детей сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо понять.
Важным остается то, что на ряду с формированием и развитием умения читать и понимать смысл прочитанного, у детей с задержкой психического развития необходимо развивать высшие психические функции.
В приведенном ниже конспекте коррекционно-развивающего занятия по развитию смыслового чтения показаны упражнения, направленные как на развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентировки, моторики рук, так и на развитие словесно-логического мышления.
Занятия по развитию смыслового чтения направлены на нивелирование и устранение отклонений и нарушений мыслительных операций у детей и, в конечном итоге, на успешную итоговую аттестацию учеников.
Коррекционно-развивающее занятие
с обучающимися начальных классов
«Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цель: развитие умения читать и понимать смысл прочитанного.
Задачи:
Обучающие - Закреплять умение читать. Учить работать с текстом.
Коррекционно-развивающие - Развивать словесно-логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, моторику рук.
Воспитывающие - Воспитывать умение слушать, воспитывать патриотические чувства.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные уд: Умение слушать и вести диалог
Познавательные уд Анализ
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Умение работать с текстом
Регулятивные уд:
Умение прогнозировать результат
Умение корректировать свое поведение
Личностные уд: Проявления желания продолжать учиться
Оборудование и раздаточные материалы: ИКТ презентация, раздаточный материал по количеству обучающихся: цветные карандаши, простые грифельные карандаши, листы бумаги с напечатанными заданиями, зеркала.
Список использованной литературы
1. Канакина В. П. Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы: Пособие для учащихся 1-2 классов трехлет. нач. школы. – М. : Просвещение, 1992
2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-хчастях, часть 2 / О. Холодова – М. :Росткнига, 2016
3. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006.
4. Высотская О. И. Салют - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rustih.ru/olga-vysotskaya/
5. Куликова Ольга, Конспект «Спасибо за победу», [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-spasibo -za-pobedu-472068.html
6. Другие интернет-источники.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Для начала я предлагаю вам, ребята, составить «Азбуку хороших слов»: давайте вспомним добрые, хорошие слова на букву «М», которые отвечают на вопрос «какой?» (мирный, мудрый, мечтательный, мягкий, модный, милый и др) Время 2мин
Выполняем упражнения ручной гимнастики «Перекрестные движения руками» (Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний) Под музыку (смуглянка) дети выполняют перекрестные координи-рованные движения. Время 2 мин
Артикуляционная гимнастика Комплекс основных упражнений: Улыбочка, чередование Трубочка, Бегемотик, Лопаточка, Трубочка, Горка, часики, лошадка (Зеркала) Время 2мин
2. Мотивация
Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Что такое Родина?» Предполагаемые ответы: наша страна; место, где ты родился. Да, именно так. Родина – это и место, где ты родился и это страна, где родились твои родители, прадеды. Родина – это наши города и села, леса и луга, реки, моря и горы. Молодцы! А что такое Армия (вооруженные силы государства, войско, группа солдат и т. п. ? Флот? (все торговые или военные корабли страны) Авиация? (все пассажирские или военные самолеты страны) Какие еще есть войска? танковые, артиллерия, пехота, десантные.
В этом году 9 мая наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году фашисты напали на нашу Родину. Но наша Армия, авиация и флот, наши солдаты победили их. А солдатами были наши деды и прадеды. И мы благодарны им за то, что Родина осталась нашей родиной, благодарны за наше мирное время.
«Ребята, что нужно уметь, чтобы знать все про нашу победу в Великой отечественной войне, про наших воинов-победителей, про всю историю?» читать Правильно, читать. И значит чем мы сегодня будем заниматься? Да, чтением. Мы будем читать. Но не просто читать. Я буду давать вам игровые задания. А как только выполните задание получите жетоны – буквы.
Раздаю ребятам задание. Время 4 мин
3. Основная часть
Упражнение «Слова рассыпались». [1]
Раздели на слова, поставь вертикальные черточки.
В г о р о д е б е р л и н е с т о и т о г р о м н ы й п а м я т н и к н а в ы с о к ом х о л м е с т о и т б о г а т ы р ь и з к а м н я с о л д а т с о в е т с к о й а р мии в о д н о й р у к е у н е г о т я ж ё л ы й м е ч э т и м м е ч о м о н с р а з ил в р а г о в ф а ш и с т о в в д р у г о й м а л е н ь к а я д е в о ч к а с п а с е ё с о л д а т о т г и б е л и у б е р е г о т ф а ш и с т о вв с е х н а с в е т е д е т ей г р о з н о с м о т р и т с о л д а т с в ы с о т ы н е с о б и р а ю т с я л и з л ы е в р а г и с н о в а з а т е я т ь в о й н у и н а р у ш и т ь м и р (По Л. Кассилю)
Предлагаю прочитать получившийся текст одному из детей.
Вопросы к тексту: Кому поставили памятник в городе Берлине? Где стоит богатырь из камня? Как смотрит солдат с высоты?
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5-6 мин
Упражнение «Кораблики». [2]
Прочитай и Выполни задание. (выполнение трехзвеньевой инструкции)
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин
Физкультминутка «Салют» [3] Время 1-2 мин
Вокруг все было тихо. стоять прямо, руки опустить вниз
И вдруг - салют! Салют! руки поднять вверх
Ракеты в небе вспыхнули
и там, и тут! и там, и тут! раскрыть пальчики,помахать руками над головой
Над площадью, над крышами, приседания
Над праздничной Москвой
Взвивается все выше
Огней фонтан живой. поднять и опустить руки над головой 2раза
На улицу, на улицу
Все радостно бегут, бег на месте
Кричат: «Ура!», Любуются руки поднять вверх, пальчики веером
На праздничный салют! помахать руками над головой влево-вправо
Упражнение «Игра «Данетки».
Прочитай, отметь верно (V) или неверно (Х).
Летом много ягод.
У голубя красная грудка.
Дети любят играть.
Мама постирала посуду.
Над лесом пролетела стая куриц.
У собаки родились щенки.
Кабаны не летают.
По полю скакал рогатый конь.
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 3-4 мин
Упражнение «Геометрические фигуры».
Прочитай и выполни задание. (развитие пространственной ориентировки)
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин
Упражнение «Найди меня».
Найдите среди этих букв слова, обозначающие эти картинки.
Обведи слово.
к и в з в е з д а с
ы м е д а л ь ц ф л
а р н о д ж м у о с
п и р е б е н о к ю
г о л у б ь ж э г т
к в о в ы а с м е й
ц и ф ч с о л д а т
п р о л г х ф л а г
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин
4. Рефлексия
Вот вы собрали несколько жетонов - букв. Составьте из них слова. Что получилось? Родина, победа, чтение. О чем мы с вами сегодня говорили? Мы сегодня говорили с вами о нашей Родине, о Победе в Великой отечественной войне. А еще мы с вами читали. Мы с вами закрепляли умение читать и понимать смысл прочитанного. Молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. Время 5мин