МААМ-картинки

Развитие социально-бытовой ориентировки и навыков самообслуживания у обучающихся с УО в коррекционной школе

Прахова Лариса Леонидовна
Развитие социально-бытовой ориентировки и навыков самообслуживания у обучающихся с УО в коррекционной школе

Развитие социально - бытовой ориентировки и навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в коррекционной школе.

Из опыта работы

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации:

Публикация «Развитие социально-бытовой ориентировки и навыков самообслуживания у обучающихся с УО в коррекционной школе» размещена в разделах

они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного

ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять.

Считаю, что главная цель в работе педагога в коррекционном классе – не только помочь ребенку, но и помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог становится не просто учителем, а посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, выступает в роли наставника.

В нашей школе созданы специальные классы для детей с ОВЗ, где и сам ребенок и вся семья взаимодействуют с педагогами, социальными работниками, психологом, дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Да, многому должны дети учиться дома, но очень часто родители, уставшие от всей этой беспросветности, безрезультатности, сдаются и перестают помогать детям. Или наоборот, родители слишком сильно опекают своего ребенка, не дают выполнять даже небольшие задания самостоятельно. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии детей. Такие дети предоставлены сами себе. Встречаются семьи, где ребенку предъявляют непосильные требования.

Поэтому, сейчас, пока дети в школе, необходимо показать и детям и родителям, что нельзя сдаваться, что результаты есть, хоть и не такие глобальные. Необходимо научить радоваться этим результатам и не требовать «невозможного».

Приведу некоторые примеры работы по развитию социальной адаптации обучающихся.

1. Работа с родителями.

Формы работы с родителями в школе многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:

• Тематические консультации педагога и специалистов (логопед, психолог, дефектолог)

• Беседы с родителями. Тематика их разнообразна. Например: «Чтение книг ребенку», «Артикуляционная гимнастика», «Как выполнять домашние задание», «Развитие мелкой моторики рук», «Учите детей запоминать», «Как следить за автоматизацией звука дома», «Речевые игры дома», «Обучение детей грамоте», «Как учить ребенка лепить, вырезать, раскрашивать», «Как учить ребенка играть». «Как учить считать».

• Групповые собрания родителей.

Наглядная пропаганда: стенды, газеты, книги – малышки (изготавливаются самими детьми в группе или дома вместе с родителями, фотоальбомы, фоторепортажи о жизни, класса (где родители могут увидеть о происходящем в группе и классе).

• Фотовыставки. Видеорепортажи. Презентации жизни класса.

• Папки-передвижки, где помещается материал по различным темам.

• Родительские тематические собрания.

• Практикумы, мастер-классы, где родители получают теоретические и

практические знания в области коррекционной работы, знакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, пособиями, которые использует педагог в работе с детьми.

• Открытые занятия с детьми для родителей, с участием родителей являются

эффективным способом повышения родительской компетентности. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

• Утренники и развлечения с участием родителей.

• Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим.

Работа с родителями включает в себя сотрудничество, участие, партнерство.

2. Учебная деятельность.

Развитию социально бытовой адаптации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР в коррекционной школе уделяется особое внимание. Работа в образовательном учебном заведении строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, музыка, развитие речи, письмо, счет.

Главная цель школы – приспособление детей к жизни и, по возможности, к труду.

В нашем классе – комплекте обучаются дети разного возраста и разных возможностей.

Основное внимание уделяется:

• формированию у детей коммуникативных навыков, навыков культуры поведения, через обеспечение обучающихся знаниями правил общения, поведения в обществе

• формированию у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, обслуживающему труду, обучение и подготовка к посильным видам производительного труда.

формированию у детей личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, чистоплотность, усидчивость, терпение.

• формированию социально – бытовых знаний и умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни

• формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов;

развитию речи, как непременное условие социальной адаптации детей с тяжёлой умственной отсталостью.

• формированию сотрудничества с близкими людьми.

Главное для учителя, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем.

Все учебные предметы в школе имеют практическую направленность.

Например: на уроках математики приоритетным является решение бытовых задач (покупки в магазине, расчет стоимости покупки, расчет сдачи; измерение длины, высоты, изучение мер времени, веса и т. д.). Изучаются платежные документы (ЖКХ, телефон, домофон). Дети учатся оплачивать счета, используя калькулятор и денежные средства.

На каждом уроке чтения и проводятся речевые упражнения, рекомендованные логопедом.

Чтение и обсуждение небольших произведений, доступных детям проводится на основе опыта детей. Слабовидящие и не читающие дети слушают, затем участвуют в обсуждении. Для не говорящих детей задаются специальные вопросы, такие, чтобы можно было ответить жестом или звуками. Дети учатся строить предложения. Составлять и записывать записки, письма родным. На уроках «основы грамоты» пробуют заполнять анкеты, заявления, писать адрес на конверте.

«Социальная коммуникация», «Домоводство», «Развитие речи», «ОЗОЖ», «Игра» - это специальные коррекционные занятия, где у обучающихся развиваются и совершенствуются навыки самообслуживания, навыки ориентировки в окружающей среде.

«Социальная коммуникация» Программа строится по следующим основным разделам:

«Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Традиции, обычаи» (Знание традиций и атрибутов праздников, знание школьных традиций). «Страна» (Знание названия государства, в котором мы живем, и его столицы; представление о крупных городах России; знакомство с выдающимися людьми России).

Уроки проходят в виде классных занятий, экскурсий. Используются сюжетно - ролевые игры, такие, например, как: «На почте», «В автобусе», «В парикмахерской» и т. п. На таких уроках дети учатся отчетливо произносить свои ФИО, записывать их, ставить подпись в документах, узнают свой возраст, учат ФИО родных. Дети запоминают свой адрес. Школьники получают элементарные экономические знания. Учатся правилам безопасного и культурного поведения в жизненных ситуациях. В транспорте, дома, на дороге, в городе, в деревне и т. д. Изучают профессии людей. Изучается не только присутствующий в нашем городе транспорт, но и такие как троллейбус, метро, трамвай, чтобы дети были готовы правильно реагировать, не бояться, если возникнет необходимость воспользоваться данным видом транспорта. Проводятся экскурсии в учреждения города, в театр, в городскую библиотеку, в магазины, на вокзал, в больницу, в аптеку, на почту, в парикмахерскую, в кафе и т. д. Большое внимание уделяется обучению воспитанников умению пользоваться телефоном.

На уроках используется видеоматериал. Например: «Уроки осторожности Тетушки Совы», «Уроки хорошего поведения», «Уроки по финансовой грамотности - Азбука денег», «Шишкина школа» – это видеоуроки по природоведению, математике, географии и т. д. Проводятся «видеоэкскурсии» по городам Росии.

«Домоводство» Программа строится по следующим основным разделам: «Жилище»; «Одежда»; «Обувь»; «Питание». На занятиях ученикам показывают, какими приемами следует пользоваться при уборке помещения, их учат работать с пылесосом. Особое внимание обращается на обучение мытью полов. Ребят обучают чистке мягкой и полированной мебели, рассказывают о различных средствах, помогающих в уборке, объясняют порядок их хранения. Подростки учатся ухаживать за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи. Им даются навыки по уходу за обувью и ее хранением.

Одной из форм работы, направленной на выработку у подростков бытовых умений и навыков, является обучение их приготовлению пищи. Воспитанники учатся готовить бутерброды, винегрет, заваривать чай, им показывают приемы обработки продуктов и правила их хранения. Параллельно продолжается закрепление навыков мытья посуды, повторяются правила пользования нагревательными приборами, холодильником.

«Развитие устной речи». Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т. д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия проводятся в форме игр, требующих вопросов и ответов. На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.

Уроки, построены на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы.

«ОЗОЖ» Программа строится по следующим основным разделам:

«Гигиенические правила», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Профилактика употребления наркотических веществ», «Питание и здоровье», «Культура потребления медицинских услуг», «Самопознание».

На уроках ОЗОЖ уделяется внимание для понимания и распознавания опасных ситуаций. Для обучающихся необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний.

«Игра» Программа строится по следующим основным разделам: «Развитие и коррекция восприятия», «Развитие и коррекция двигательной и эмоционально-волевой сферы», «Формирование наглядно-образного мышления», «Формирование познавательных психических процессов» Приложение 1 –примерное тематическое планирование на 2022-2023уч. г.

• Занятия у специалистов (логопед, психолог и дефектолог).

В нашем классе дети очень разные по возрасту, по умственным, речевым и бытовым возможностям. По состоянию здоровья. У детей разные умения, сформированные дома родителями. Поэтому учебный процесс организуется так, чтобы каждый мог поделиться своим опытом, проявить себя, оказать помощь другому. Например: один ребенок самостоятельно выполняет много видов домашней работы: помогает готовить, помогает в огороде, по хозяйству в деревне и дома. Своими знаниями и умениями ребенок делится с нами. Другой очень плохо видит, но много слушает радио, различные передачи, сказки. Он активный участник любой беседы. Ребята с удовольствием слушают одноклассников, которые умеют читать и т. п.

3. Воспитательная работа.

Внеурочная деятельность позволяет включить воспитание в сферу школьных контактов «ребенок – ребенок», «ребенок – учитель», «ребенок – родитель».

Внеклассная деятельность имеет непосредственную цель – максимальную активизацию и сплочение в единый творческий процесс учащихся, родителей и учителей.

Личные беседы, анкетирование, тестирование позволяют выявить склонности, интересы и возможности детей и родителей. На основе коллективных действий возникает гармоническая взаимосвязь между учебной и не учебной деятельностью школьника. Сплачивается детская и родительская группа, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения. Оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, формируются позитивные характеристики самооценки обучающихся (адекватность, обоснованность).

Проводятся: родительские собрания совместно с детьми, классные тематические часы, экскурсии, праздники, мероприятия, творческие мастерские. В школе организованы кружки и секции. Дети участвуют в конкурсах на различных уровнях и занимают призовые места. Инсценируют сказки и выступают. Участвуют в мероприятиях на уровне школы и города.

Обобщая хочется подчеркнуть, что только в результате постоянных и разнообразных упражнений в условиях коллективной деятельности и активного общения у детей могут сложиться определенные умения и навыки.

Приложение 1

Тематическое планирование на 2022 – 2023 уч. г.

Класс-комплект

Коррекционно - развивающие игры. 36 часов

Тема Кол-во часов

1 четверть 9ч

Развитие и коррекция восприятия цвета.

Цвета и оттенки. Плетение цветных ковриков из бумаги. 1

Изготовление колечек и бус из цветного бисера. 1

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков. 1

Развитие и коррекция восприятия формы.

Плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Сходство и различие. Составление из плоскостных фигур рисунка. 1

Объё мные геометрические тела: шар, куб. Нахождение предметов соответствующих данным геометрическим телам. Игра: найди предмет по описанию. 2

Развитие и коррекция восприятия величины.

Соотнесение предметов по величине: выше - ниже. Сравнение величины предметов путём наложения, приложения и зрительного соотнесения. 1

Развитие и коррекция восприятия звука.

Понятия: громко – тихо, громче – тише. Игра: «Сломанный телефон». 1

Музыкальные русские народные инструменты: ложки, трещётка. Игра на инструментах, определение звучания. 1

2 четверть – 8ч.

Коррекция и восприятия пространства.

Построение комбинаций из плоских и объёмных геометрических фигур по инструкции. 1

Игра на выполнение пространственных инструкций «Поставь на, под, между, около, за, перед, в» 1

Составление плана класса. Игра «Найди предмет по плану». 1

Ориентация на теле другого человека (стоящего спиной, лицом). 1

Коррекция восприятия времени.

Ориентация в днях месяцах и днях недели «Расположи по порядку». Понятия вчера, сегодня, завтра, на следующий день. 1

Игра лото «Времена года». 1

Составление своего режима дня. 1

Развитие общей и мелкой моторики.

Пальчиковые игры, шнуровка. Упражнения на расслабление мышц. 1

3 четверть -11ч

Развитие операции классификации.

Игра «Разложи предмету по определённому признаку». 1

Игра «Парные картинки». 1

Игра «Найди общее в предметах». Игры на исключение лишнего предмета. 1

Систематизация предметов.

Игры: «Кто старше?», «Что тяжелее?», «Что теплее?». Игры: «Что быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто веселее?». 1

Установление причинно-следственных связей.

Работа с сюжетными картинками. 1

Формирование понимания скрытого смысла.

Игра «Что перепутал художник?». 1

Чтение и обсуждение небылиц К. И. Чуковского и Успенского. Игра «Бывает – не бывает». 1

Закончи предложение. 1

Загадки.

Составление и отгадывание загадок. 1

Нахождение элементарных аналогий.

Подбор слова близкого заданному по назначению. 1

Подбор слова к незаконченному стишку. 1

По программе – 8ч.

4 четверть.

Развитие и коррекция внимания.

Игра «Что неверно?» Небылицы в картинках. Нелепицы в стихах и прозе. Найди ошибки в словах. 1

Игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное». 1

Игры с движениями на внимание. 1

Развитие и коррекция памяти.

Игра «Картинки и слова». Шифровки. 1

Дорисуй чего не хватает. 1

Игра «Вспомним, что было». Игра «Кто больше запомнил». 1

Развитие и коррекция воображения.

Игра «Море волнуется». 1

Переделывание сказок. 1

Нарисуй невиданного зверя.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеватьсяФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеваться Продолжаю делиться опытом по трудовому воспитанию детей раннего возраста. Программные задачи трудового воспитания, связанные с самообслуживанием:.

Фотоотчёт о проведении НОД по социально-бытовой ориентировке в младшей группе «Вот какая ёлочка!»Фотоотчёт о проведении НОД по социально-бытовой ориентировке в младшей группе «Вот какая ёлочка!» ФОТООТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-бытовой ориентировки и навыков самообслуживания у обучающихся с УО в коррекционной школе
Опубликовано: 30 января 2023 в 20:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД