Пелина Валентина
Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников «Рассматривание картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия. Учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
Материалы: репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана.
Ход занятия : дети свободно рассаживаются перед картиной (она пока закрыта).
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников „Рассматривание картины И, И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И.И., художник
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время называется весна. Какое нежное и ласковое слово — весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы — музыку, художники — свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать. (читаются стихотворения Ф. Тютчева, А. Пушкина, И. Бунина)
- Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты передали свое радостное настроение? Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям рассмотреть ее)
- Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник? Да, художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега.
Подошла, невзначай Полых вод подступила неоглядная сила, — Набежала из талых снегов С обогретых весною бугров. А. Коринфский
-Это явление называется «половодье». Полая вода — значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так, что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло- голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. А есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем о нем. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло.
- А что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней и приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры.
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей.) Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.
- Как бы вы назвали эту картину? Художник Левитан назвал ее «Весна. Большая вода». А сейчас послушайте музыку, которую написал композитор С. В. Рахманинов; он назвал свою пьесу «Весенний поток». Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка. (Включается музыкальный отрывок. Можно повторить отрывок и предложить детям передать эту музыку в движении, показав при этом свое настроение или представив себя ветерком, солнечным лучиком, березкой, слегка раскачивающейся под ветерком, легким облачком, скользящим по небу, птичкой, прилетевшей из дальних стран и радующейся своей родине).
Во второй части занятия педагог предлагает составить описательный рассказ по картине. Наиболее удачные можно записать и изготовить книжку-самоделку с детскими рассказами и рисунками.