Приложение МААМ

Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия

Татьяна Петровна Иванова
Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, относится развитие связной речи. В последние годы число детей, имеющих тяжелые нарушения речи, неуклонно увеличивается, в связи с чем проблема развития связных высказываний у них приобретает особую актуальность, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку полноценно общаться со сверстниками.

Публикация «Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия» размещена в разделах

Связная речь, с точки зрения В. П. Глухова, является тематически объединенными фрагментами речи, которые являются единым смысловым, структурным целым развернутого изложения [1].

На сегодняшний день в логопедии накоплен практический материал по профилактике, коррекции системных речевых нарушений, но, к сожалению, методические приемы, которые предлагаются для развития связных высказываний у детей дошкольного возраста с ТНР носят неполные, зачастую однотипные, поверхностные сведения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Поэтому усиление эффективности работы по развитию связного высказывания дошкольников с ТНР следует искать среди естественных компенсаторов, а именно в создании условий для согласования внутреннего и внешнего пространства каждого ребенка, в задействовании резервов всех уровней полимодального восприятия и в переводе накопленного методического опыта на позиции природосообразности. Понятие «полисенсорный» является совокупностью различных ощущений, привычным характером реальных восприятий, которые редко сводятся к одной модальности ощущений [2].

Логопедическая работа по развитию связных высказываний у старших дошкольников с ТНР речи эффективна, если: работа построена с учетом ведущего полисенсорного восприятия; соотнесен состав полисенсорного комплекса восприятий с видами связного высказывания : предметно-действенное восприятие : аудиальное: пересказ без опоры на наглядность; визуальное: пересказ с опорой на наглядность, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ-описание по картинке осязательное: рассказ-описание по тактильным ощущения; логическое восприятие : рассказ из личного опыта, рассказ по заданному замыслу; игровые упражнения используются в соответствии с лексическими темами, с учетом определенной последовательности – от простого к сложному.

В таблице 1 представили фрагмент планирования логопедической работы по развитию связных высказываний у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на основе использования полисенсорного восприятия.

Например (Таблица №1)

-Лексическая тема: «Праздник мам»

Цель:

а) Закреплять умение пересказывать без опоры на наглядность.

б) Составление пересказа текста «Мамин день» с опорой на предметные картинки.

Содержание:

а)Составление пересказа текста «Мамин день» с опорой на предметные картинки.

б) Составление пересказа текста «Женский день» по вопросному плану, составленному совместно ребенком и учителем-логопедом.

-Лексическая тема: «Семья»

Цель:

а) Закреплять умение пересказывать без опоры на наглядность.

б) Составление пересказа текста с опорой на предметные картинки.

Содержание:

а) Составление пересказа текста «Семейный праздник» с опорой на сюжетную картинку.

б) Составление пересказа текста «Семейные развлечения» без опоры на наглядность, после воспроизведения взрослого.

- Лексическая тема: «Весна»

Цель:

а) Закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

б) Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Содержание:

а)Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна пришла»

б)Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весенний пейзаж» (расположенных в правильной последовательности).

-Лексическая тема: «Мебель»

Цель:

а) Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Содержание : а) Составление рассказа по сюжетной картинке «Моя комната».

б)Определение последовательности серии сюжетных картинок и составление рассказа «Альбина и ее друзья».

Предметно-действенное восприятие для всех лексических тем:

- визуальное -аудиальное

Игровые упражнения по развитию связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия используются не только в соответствии с лексическими темами, но и с учетом определенной последовательности – от простого к сложному. Рекомендуется следующая последовательность: пересказ с опорой на наглядность; пересказ без опоры на наглядность; рассказ по сюжетной картине; рассказ по серии сюжетных картин; рассказ-описание по картинке; рассказ-описание по тактильным ощущениям; рассказ из личного опыта; рассказ по заданному замыслу.

Таким образом, логопедическая работа по развитию связных высказываний у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи строится с учетом ведущего полисенсорного восприятия. Следует организовывать логопедическую работу с учетом изучаемых лексических тем и последовательности развития разных видов связных высказываний.

Список литературы

1. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. – 241 с.

2. Полисенсорный (Глоссарий) // Сайт интегрального человековедения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aquarun.ru/keyf/books/keyf_book/keyf_gloss.html

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 13:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова (УИ 676205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД