Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Ковалева Марина Александровна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Введение

(Слайд 2)

«Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития». Л. С. Выготский

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

В настоящее время необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Такой взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного средства развития их творческих способностей. (Слайд 3)

Цель

- Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность.

- Развитие партнерских отношений дошкольников через театрализованную деятельность.

(Слайд 4)

Задачи :

- Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность;

- Совершенствовать речь детей : звуковой культуры, грамматического строя, монологической и диалогической формы выразительности;

- Воспитывать и развивать внутреннюю (волю, внимание, память,мышление,воображение, Технику актера в каждом ребенке;

- Способствовать освоению основ исполнительской,зрительской и общей культуры.

(Слайд 5)

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Мы Ребенку предоставляем возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов, которые мы придумываем и делаем сами, дает повод для изобразительного и технического творчества детей. (Слайд 6 ,7)

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Детское творчество- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

(Слайд 8)

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду, которая даёт возможности раскрытия творческого потенциала ребенка. Работая с детьми, я заметила, что дети участвуя в театральной постановке быстрее эмоционально раскрепощаются, исчезает зажатость, становятся более коммуникабельными.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

(Слайд 9)

Методы и приемы

- рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных театру, рассказ о театре, о театральных событиях;

- просмотр кукольных спектаклей, поставленных силами воспитателей и родителей ;

- выполнение различных творческих заданий ;

- отражение своих впечатлений в самостоятельном художественном творчестве: рисовании, лепке, разыгрывании сценок в детском саду и дома;

- игры с элементами театрализации ;

- игры-этюды;

-обыгрывание стихотворений ;

- обыгрывание ситуативных игр-историй с элементами театрализации ;

- пересказ сказок с использованием мнемотаблиц.

Чтобы создать максимально комфортные условия для творчества детей, в группе создали центр театрализованной деятельности.

(Слайд 10)

Создание предметно- развивающей среды

-оформление театрализованной зоны;

-изготовление ширм,масок;

-пошив костюмов;

-рисование с детьми масок,билетов и афиш;

- изготовление кукол для пальчикового театра, настольного театра;

- изготовление мягкой резиновой игрушки, театра «Би-ба-бо», театр конусной игрушки;

- изготовление декораций к разным сказкам;

- изготовление мнемотаблиц.

(Слайд 11)

В данном центре располагаются различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для разнообразных игровых позиций, ширмы для показа кукольного театра, костюмерная. Хочу отметить, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности всецело зависит от педагога. Необходимо, уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к перевоплощениям, владеть актёрским мастерством.

Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами, театральной культурой, то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка. Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя. Поэтому, в организации театрализованных игр с детьми использую игровые технологии, применяю практические методы обучения:

- игровой импровизации;

- действенного анализа;

- словесный.

В работе с дошкольниками соблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

-Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все занятия по театрализованной деятельности провожу с использованием интеграции, т. е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

Театрализованную деятельность включаю в организованную образовательную, совместную и самостоятельную деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми для организационного момента ввожу персонаж, как игровой приём и форму обучения, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

(Слайд 12)

Расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию, мимику, пантомиму.

Режиссерские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки – персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми

Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева – это, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации и тогда всем станет интересно.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

(Слайд 13)

Театральная игра.

Общеразвивающие игры.

Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Специальные театральные игры.

Специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали.

(Слайд 14)

Ритмопластика

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

-развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости);

- развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

- развитие воображения (способность к пластической импровизации)

(Слайд 15)

Культура и техника речи.

В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые мы назвали творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми.

(Слайд 16)

Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует, при проектировании театральной зоны в группе, предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.

(Слайд 17)

Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.

(Слайд 18)

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи.

Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской.

Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет гапит – деревянный стержень, который является позвоночником куклы.

Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

(Слайд 19)

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.

Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально-эмоциональное развитие детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение.

Очень хорошо развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

(Слайд 20)

Л. C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Результат творческой деятельности людей - все культурные ценности накопленные человеком. и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Подводя итог можно сделать следующий вывод. Творческие способности берут своё начало в театральной деятельности. Формирование и развитие творческих способностей происходит быстрее и эффективней благодаря театральной деятельности. Проживая в творчестве, ребёнок становится успешным, талантливым и самостоятельным.

Спасибо за внимание!

Ковалева Марина Александровна.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 17 марта 2021 в 20:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД