Александра Ветчинкина
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.
Исходя из выше сказанного считаю, что тема «Влияние нетрадиционных видов изо деятельности на развитие творческих способностей ребенка» актуальна в данный момент.
ЦЕЛЬ: Апробировать влияние нетрадиционных видов изо деятельности на развитие творческих способностей ребенка.
ОБЪЕКТ - развитие творческих способностей.
ПРЕДМЕТ - нетрадиционные виды изо деятельности.
ГИПОТЕЗА - Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
4. Мотивация задания.
5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.
Постановка предмета, объекта и цели позволило сформулировать следующие задачи:
1. Подобрать литературу по данной теме.
2. Определить содержание и специфику развития творческих способностей.
3. Апробировать методику нетрадиционной изо деятельности при сочетании педагогических условий
Методы и приемы: - Изучение и обобщение передового опыта;
-Диагностика уровня знаний и умений детей.
Теоретическая значимость творческой работы состоит в том, что в ней обосновывается целесообразность применения педагогических условий.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, приложение, библиография.
Детский рисунок как продукт художественного творчества
И. П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всём её своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Изобразительная деятельность детей (лепка, рисование, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отображение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных учё ных: физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флёриной и др.
Многие достоинства заметила Е. А. Флё рина:
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно не форма и способы, а умение использовать минимум средств, передать своё состояние.
Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка, несёт в себе какое - то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, пятна, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живёт. Рисуя, ребёнок часто рассказывает о своё м замысле: «это рыба, а это акула - каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – всё, что окружает детей, что их, волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Ещё одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Для маленького ребёнка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску. Смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему наш долг - максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной - особенно, так как это самый доступный и любимый вид занятий у детей.
Рисование, аппликация, конструирование для детей не просто забава-это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь.
Творческие потенции ребенка связанны почти целиком лишь с тем, что ребенок так щедро получил от природы. Но полноценное творчество зависит также и от приобретенных с опытом свойств:
-умение отвлекаться от частностей, мыслить абстрактно;
-навыка работы с материалом;
-жизненного опыта.
Лишь удачное соединение приобретенного с опытом и до опытного, природного, формирует большой талант.
Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами изобразительной деятельности. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании, лепке, аппликации (карандаши, краски, кисти, глина, пластилин, доски, клей, разнообразная бумага, ножницы, способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа. Руководство творческим развитием ребенка - миссия трудная, она требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать активному овладению изобразительной деятельности и развитию творчества.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования.
Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких действий руки, которые необходимы для рисования и овладение которыми составляет для маленького ребенка специальную задачу. Эта задача не является для малыша формальной.
Многолетний опыт работы Т. С. Комаровой по развитию детского изобразительного творчества позволил ей убедиться в том, что овладение техникой изображения, если обучение ей строится с учетом специфики деятельности и возраста детей, не является для них скучным и не интересным делом. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист за другим. Широко известно стремление детей освоить то или иное действие, движение. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием ребенок его повторяет, как бы демонстрируя свой успех, радуясь ему. При повторении изобразительных действий у ребенка формируется свобода движений, уверенность движений руки, изобразительные умения. Это доставляет ребенку радость, вызывает чувство удовольствия, желание рисовать. В результате складывается положительное отношение к этой деятельности.
Постепенное накопление у детей запаса представлений составит базу для работы воображения. Однако воображение не простая сумма представлений. Представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы.
Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.
Известный отечественный художник- график В. А. Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его а, постоянно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
ПЕЧАТКА - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты, салфетки.
Дети младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.
Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических фигур.
Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:
1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.
Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть отдаленным от фона на 1-1,5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.
В качестве штампов используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки.
2. В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу. (Приложение 1)
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.
Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.
Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют. (Приложение 2)
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу, павлина и др.
Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.
Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.
Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.
Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук. (Приложение 3)
МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник.
Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.
Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п.
Материалы: гуашь или акварель, белая или черная бумага, (приложение 4)
ТАМПОНИРОВАНИЕ - увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–ни будь пушистое, легкое, воздушное. (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.
При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.
Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист. (Приложение 5)
МЕТОД ТЫЧКА - увлекательный способ рисования. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
Воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают дети концом тонкой кисти. Или же им помогает воспитатель.
Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. (Приложение 6)
Материалы: альбомный лист, гуашь, жесткая подрезанная кисть.
ФОТОКОПИЯ (Рисование свечой) Этот способ издавна использовался народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа.
Данная тема интересна своей необычайностью, не традиционностью.
Существуют четыре вида нетрадиционных занятий по рисованию :
а) занятия, на которых используется нетрадиционная техника рисования;
б) нетрадиционная структура занятий;
в) нетрадиционная методика;
г) интегрированное занятие.
Нетрадиционные способы изо деятельности приобретают все большее значение в формировании творческих способностей у детей, их воображения. На занятиях, где используются новые нетрадиционные способы изображения, у детей с большей силой развивается художественный вкус, разносторонние возможности творчества, инициатива, эмоционально-волевая среда. Обогащается внутренний мир ребенка, его видение окружающей действительности.
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.
«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяет развить эти способности вовремя»
(О. Белобрыкина)
Дети рисуют все что, видят, что знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. «Творя, дети обдумывают мир, находят выход темным страхам. Иногда агрессивное, озлобленное состояние выражается в композиции рисунка, в отношениях цветов, в живописи. Творчество, такая же врожденная потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает, пугает. (Макарова Е. Г)
Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Начинать заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего возраста – считает кандидат педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного.
Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют.
Перед тем как начать рисовать, надо представить то, что будет изображено, придумать себе характер персонажа, его повадки, образ жизни, манеру двигаться. Ребенок все познает в игре, через создание второй реальности – рисунка. Рисунки – это продукт творчества. Способность ребенка осуществлять своей фантазией неодушевленный мир, как бы сама диктует педагогу метод обучения. Каждое занятие по изо деятельности должно доставлять ребенку радость, делать открытия.
Именно поэтому рекомендуется использовать в работе нетрадиционные способы рисования.
Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождя?
К счастью, такой мир существует! Это тот удивительный мир, в котором, куклы ходят к друг другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазины, обращаются к ребенку за помощью, когда болеют. Именно там, в мире детской игры, игрушки сразу с пользой для себя «употребляют» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.
Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре по окончании занятия.
Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа.
Практическая работа по использованию нетрадиционных видов изо деятельности
Методы и приёмы при использовании нетрадиционных техник рисования
Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования. Есть мамы, которые уже радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают мне.
В процессе своей работы исключительно важное значение я придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которое нам приносило рисование в детские годы. Мы, взрослые, даже представить себе не можем, как много смысла порой вкладывает ребенок в свой рисунок. Т. Н. Доронова пишет: искусство для ребенка не только средство самовыражения и самопознания. С помощью красок он иногда переиначивает мир по желаемому образцу.
Чтобы научить ребенка рисовать, конечно же, не достаточно дать ему карандаш или кисть - важно показать, как с их помощью изобразить самые разные предметы и явления. Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно еще и печатать - делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук, ног и пальчиков. После таких нетрадиционных занятий, дети получают заряд новых впечатлений. Ведь рисовать кистью это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок - это другое, необычное для детского творчества.
Возможно, приемы нетрадиционной техники рисования покажутся необычными, но необычность в том и состоит, что не только дети, но и взрослые, не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются.
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств материалов, их выразительных возможностей обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, его следует научить применять на практике различные, порой необычные приемы работы с разными материалами.
«Сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном изображении. (В. Косминская). Наблюдения за процессом рисования побуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои изобразительные навыки.
Когда дети овладевают элементарными навыками рисования, можно использовать одну из форм нетрадиционной методики – коллективные работы детей, выполненные в небольшом коллективе, подгруппой. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, вед вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища, помощь другому, если это необходимо.
Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа.
Можно выделить несколько форм организации, которые проводят в разных возрастных группах. Наиболее простая форма, когда каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Другая форма – составляется несколько подгрупп, и каждая выполняет свою часть общей композиции (работы). Например – одна разрабатывает узор для середины ковра, другая – украшает поля, третья – кайму.
Выбор той или иной формы занятий зависит от возраста детей, темы и того, когда выполняется работа – на общегрупповом занятии или в процессе самостоятельной деятельности.
Методически целесообразно объединять детей по 2-3. такой прием рождает деловое общение. Особенно он эффективен в разновозрастной группе.
Интересны занятия, в ходе которых дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые и дети объединены одной цель, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
Очень важно в работе с детьми использовать игровые приемы, обыгрывание различных предметов. Например, ребенку предлагается ключ от машины, просят его отрыть машину и прокатиться. Ребенок в недоумении смотрит на белый лист бумаги, потом берет карандаш и сначала нерешительно, потом увереннее рисует машину и дорогу.
Фантики, свернутые в кулечки – клоунские колпачки, дело за пустяком – надеть эти колпачки на клоунов, которых надо вылепить. Пружинки – хвостики мышей, к хвосту уже ничего не стоит сделать туловище мышки. Бусинки – это глаза, а остальное надо вылепить. Деталь возбуждает воображение. Снимает страх перед объемом работы.
Главным в работе с детьми, считает Е. Г. Макарова, является закон преображения, где «все может стать всем, все годится для всего, всем можно заменить все».
Сейчас все чаще и чаще в детском саду используют интересные формы работы с детьми – комплексные занятия. В одном занятии содержится несколько видов деятельности : здесь и слушание музыки, стихов, и произведения искусства, и рисование (аппликация, лепка). И все пронизано одной целью. Смена нескольких видов деятельности позволяет долго удерживать внимание детей. Такие занятия надолго запоминаются детям, обогащают их разносторонними знаниями.
Расширяем кругозор детей и обогащаем впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомлю детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для наших необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, собираем листья, наблюдаем за птицами, рассматривание ветки ёлки.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Таким образом, наше гипотетическое предположение – если на занятиях использовать педагогические условия, разнообразные методы и приёмы, демонстрационный материал, привлечение родителей поддерживать интерес к творчеству ребёнка в семье, подтвердилось.