Грищенко Татьяна
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности «Основные принципы и приемы»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте все дети любят рисовать, это помогает им самовыражаться и осмысливать полученные знания об окружающем мире. Поэтому так эффективно и результативно развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности „Основные принципы и приемы“» размещена в разделах
В течение длительного времени обучение рисованию в детском возрасте рассматривалось почти исключительно как часть эстетического воспитания. Однако в конце прошлого века психологи окончательно признали, что изобразительная деятельность является важным условием развития детской психики, причем не только творческих способностей.
Развитие детей в изобразительной деятельности
Развитие зрительной памяти : рисование не только обеспечивает запоминание и длительное сохранение образов, но и стимулирует их воспроизведение. Причем происходит это напрямую, вне связи с речью, которая у малышей (да и у многих взрослых) недостаточно развита, чтобы передать все детали и нюансы зрительных образов.
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности связано и с тем, что рисунок формирует навыки осознанного, целенаправленного воображения.
В дошкольном возрасте важную роль играет образное мышление, и ничто так не развивает его, как рисование.
Развитие творчества в рисовании – Звонок
Развитие творчества в рисовании – Звонок
Развитие творческих способностей в ИЗО не единственное, что определяет роль рисунка в жизни детей. Не менее важно и то, что рисование обладает огромным психотерапевтическим воздействием. Оно помогает малышам снимать эмоциональное напряжение, выплескивать на бумагу негативные эмоции, успокаиваться и настраиваться на позитив.
Развитие детского изобразительного творчества
Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности в детском саду.
Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.
Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!
На недельке «Насекомые» рассматриваем и изучаем жизнь насекомых. Вот ползет муравей – такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Его можно слепить, нарисовать, сделать аппликацию. На недельке «Весна пришла» наблюдая за первыми подснежниками, ребенок снова испытывает удивление и радость познания. На недельке «Транспорт» наблюдая с детьми за проезжающими мимо детского сада автобусом, подъемным краном, «пожарной» машиной, наблюдаем восторженные детские глаза, провожающие их взглядом.
Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А познав возможности рисования, лепки, аппликации дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков, лепки и аппликаций новым разнообразным содержанием. Дети младшего и старшего дошкольного возраста всегда находят объекты и темы для своих изображений окружающей жизни.
Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.
Работа воспитателей, специалистов ДОУ в рамках единой темы недели и интеграция разных видов деятельности помогает ребёнку всесторонне ознакомиться, изучить и увидеть предмет, объект или явление с разных сторон. Отразить свои впечатления, полученные знания в продуктивной деятельности.
Например, запланировав рисование по теме «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить их с проезжающими по улице автомобилями, предлагает рассмотреть разные машины, понаблюдать за ними на улице, послушать об этом интересный рассказ, поиграть в игру «Перекрёсток». Зная о большом интересе детей к машинам, воспитатель планирует деятельность, в которой ребята смогут отразить свои впечатления.
Особое значение придаем взаимосвязи деятельности по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей, чтению художественной литературы.
Читаем детям сказки, рассказы, разучиваем с ними стихотворения, сочиняем вместе рассказы, загадки, стихи, небылицы. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание.
С целью активизации речи предлагаем им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы – рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Систематическое проведение такого анализ в итоге деятельности способствует приобретению детьми умения создавать развернутые высказывания, и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению. Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложение создать изображения на темы литературных произведений всегда находит живой, эмоциональный отклик у детей. Ребята рисовали почтальона из стихотворения С. Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита из одноименного произведению К. И. Чуковского.
В группах были организованы выставки детской книги. Для них использовались не только те книги, которые имелись в группах, в детском саду, но и книги, принесенные детьми и взрослыми из дома. Дети внимательно рассматривали книги: как они оформлены, кто из художников создавал обложку и рисунки, обращали внимание на особенности в манере оформления книг у таких замечательных художников, сравнивали оформление одного и того же произведения разными художниками.
Работая на неделе «Книжки малышки» с большим интересом и радостью ребята совместно с родителями создавали книжки с рисунками по сказкам «Конек-горбунок П. Ершова, «Мальчик с пальчик» Ш. Перро и многим другим. В учреждении появилась целая коллекция книжек малышек со сказками, стихами, персонажами. Коллекция книжек изготовленных детьми и родителями была представлена на общей выставке детского сада.
Особое значение мы придаем и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов детской деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу.
Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.
Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. Ценной в воспитательном отношении является ее взаимосвязь с изобразительной деятельностью, которая не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию игры. Для того чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить и осознать.
События, пережитые ребенком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями: в своем рисунке он рассказывает о том, во что и как играл. Отражение игр в рисунках, как показывает опыт, способствует углублению и обогащению содержания игр – они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.
Наблюдения за играми детей позволяют выделить наиболее распространенные сюжеты. Это поликлиника (больница, семья, аптека, магазин, пожарные, лётчики, строительство, школа и другие. Игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра.
Педагоги, стремясь обогатить содержание детских игр, обращают внимание на расширение их кругозора, это служит и обогащению изобразительной деятельности детей. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.
Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов, движений, голоса и других средств, что невозможно без воображения.
Воспитатели с детьми готовят для игры-драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, вызывает живой интерес к изобразительной деятельности, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществляются по сказкам. Предпочтение отдаём сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитываем и изобразительные возможности детей.
Связь изобразительной деятельности с играми-драматизациями может осуществляться со средней группы. Для игр-драматизаций используем такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», Волк и семеро козлят», «Заяц и еж» (по сказке братьев Гримм) и другие. В процессе подготовки к драматизациям этих сказок продумываем, что дети могли бы сделать для игры в изобразительной деятельности : раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (водка, козы) или нарисовать маски зайца, трех медведей.
Игра, для которой дети много сделали своими руками, идёт более живо и интересно, вызывает положительные эмоции, которые объединяют ребят общей радостью, оставляет глубокие впечатления.
В старшей и подготовительной группах, используем более сложные сказки, с большим числом персонажей, сюжетов, декораций.
Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка. Работами детей оформляются тематические выставки.
На неделе «Игры и игрушки» с большим интересом дети восприняли предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. При этом мы договорились с ребятами о том, чтобы они изображали игровых персонажей в образах животных и птиц, предметов и людей, являющихся действующими лицами игры, а не детей. Такое предложение дети встретили с большим интересом. Необычность задачи вызвало положительный эмоциональный отклик, а мысленные перевоплощения в образ животного или другого игрового персонажа способствовали развитию образных представлений.
Так, создавая рисунки на тему игры «Караси и щука», дети рисовали соответствующих рыб; изображая игру «Гуси-гуси» – бегущих гусей и поджидающего их под горой волка. Предложение нарисовать, как ребята играли в ту или иную подвижную игру, радует детей, и рисунки, как правило, получаются разнообразными и выразительными.
Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему. Благодаря средствам выразительности в рисовании – это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оценки, ритмический рисунок.
С целью осуществления взаимосвязи изобразительной деятельности и музыки, используем песни, инструментальную программную и не программную музыку. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей.
Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2—3 лет. Дети 3 лет слушали «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, а затем с удовольствием рисовали, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. После пения песни «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Волгиной, ребята наклеивали общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке». Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.
Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.
Очень важна связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную снедь, посуду. Разнообразие творческих решений при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности искусства. Так на неделе «Игры и игрушки» работами детей старшего дошкольного возраста (декоративными барышнями, козликами, барашками.) была оформлена общая выставка детского сада.
Знакомство с изобразительным искусством обогащает новыми знаниями, представлениями о мире; раскрывает богатство и красоту окружающего мира; развивает эстетическое восприятие и воображение; знакомит с новыми выразительными возможностями рисунка, лепки, аппликации; способствует развитию творчества. Взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).
В связи с этим в процессе обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисовальных движений (по силе, размаху скорости). Обучение графическим навыкам и умениям является средством эстетического развития : положительные эмоции, которые испытывает ребенок, сумев удачно изобразить, что хотел, углубляют эстетические процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Навыки и умение позволяют детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает, вызывает отрицательные эмоции и даже вызывает отказ от изобразительной деятельности.
Подробное раскрытие взаимосвязи изобразительной деятельности с различными видами деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми представляет собой интеграцию изобразительной деятельности со всеми направлениями воспитания и обучения, обеспечивающую повышение интереса детей к окружающему к явлениям и объектам природы, разнообразным играм и к самой изобразительной деятельности.
Литература:
1. Богатеева З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2007. – № 8.- С. 49—53.
2. Горькова Л. Г. Интеграция разделов программы в дошкольных учреждениях. – Воронеж, 2001.
3. Климова Е. П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. – Волгоград, 2005
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника : учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2009.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.
6. Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. – М., 2004.
7. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф. А., Тарунтаевой Т. В. – М., 2008.
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование
Все дети – исследователи, они с увлечением узнают ранее неизвестное, осваивают новые виды деятельности. Поэтому полезно использование необычных техник и развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование.
Воображение на бумаге – стук каблуков
Воображение на бумаге – стук каблуков
Использование нетрадиционных техник и методик помогает детям преодолеть страх и неуверенность, ведь они еще плохо владеют карандашом и кистью, и собственные рисунки не всегда им нравятся. А неудачи очень сильно снижают мотивацию и интерес к рисованию и затрудняют развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.
Методик, которые относятся к нетрадиционным, довольно много, и они предназначены для детей разных возрастов. Так, для самых маленьких подойдут следующие:
Рисование пальчиками очень полезно в раннем детстве, так как оно развивает не только образное мышление, но и тактильную чувствительность.
Дорисовывание отпечатков ладошек очень увлекательно, и развивает фантазию и образное мышление.
Использование разнообразных печатей, которое позволяет малышам полюбоваться красивыми оттисками.
Кляксография – совершенно удивительная техника. Ее очень любят дети, с восторгом рассматривающие оригинальные картины, созданные из простых клякс.
Рисование песком позволяет малышам освоить совершенно необычный материал.
Как изобразить Шорох – нарисуй звук
Как изобразить Шорох – нарисуй звук
ЖУРНАЛ Дошкольник. РФ
Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
С внедрением ФГОС ДО проблемы одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.
Читайте также: Гигиенические навыки в детском саду подготовительная группа. Воспитание культурно – гигиенических навыков
Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности. Причём основным критерием творчества стала новизна.
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности : ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой ЛИЧНОСТИ.
Наиболее эффективным средством достижения развития творческих способностей и самостоятельности являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности детей.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой личности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей. Всё это я стараюсь реализовывать через такой вид изобразительного творчества, как лепка.
Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Трехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения.
Лепка из различных пластических материалов это — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать с материалами, а самое главное, самовыражаться.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. К сожалению в последнее время этот материал редко используется для работы с детьми. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, их можно окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом. Из глины дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет, чем из цветного пластилина. Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из других материалов.
Пластилин является одним из самых доступных и простых в использовании материалов для лепки. Однако одним из минусов работы с пластилином является то, что перед началом работы его необходимо размять. Рука от такой работы устает, и тонкая работа пальцами затрудняется. Поэтому лепку из пластилина желательно брать ближе к старшей группе. Трудность может вызвать также то, что лепка из цветного пластилина ведется главным образом приемами соединения, прикрепления мелких цветных кусочков друг к другу. При такой лепке ребенок теряет из виду общую форму предмета. Но, несмотря на перечисленные сложности в работе с пластилином, именно этот материал позволяет наиболее творчески подходить к работе.
Лепка из нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления (как соленое тесто или бумажная масса) — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности