Наталия Терехова
Развитие творческих способностей дошкольников, детской изобретательности посредством стем-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня во всём мире наблюдается нехватка специалистов с креативным мышлением и техническим складом ума. Корпорациям больше не нужны просто инженеры, они ищут творческих людей с инженерным мышлением, управленческими и гибкими навыками. Подготовить таких работников помогает уже всем известная STEM — образовательная модель на стыке разных дисциплин
Поэтому использование STEM - технологий является одним из приоритетов в развитии творческих способностей и изобретательности дошкольников, так как позволяет с помощью инноваций в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое и инженерное мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников, детской изобретательности посредством стем-технологий» размещена в разделах
Начиная с дошкольного возраста, используются такие STEM модули как дары Фрёбеля, мультстудия, где развитие творческих способностей занимает приоритетное место, а лего-конструирование, робототехника, подталкивают ребёнка к первым шагам изобретательности.
Например, лего-конструирование развивает у дошкольников логическое мышление, творческие, конструкторские способности. Играя, дети ощущают себя настоящими конструкторами, приобретая навыки, учась проектировать и строить различные здания, собирать машинки или необычные механизмы. Малыши перебирают детали конструктора, разделяют предметы, учатся различать их по цвету, форме, размеру. Такая деятельность учит детей выдержки, терпению, развивает усидчивость, самостоятельность.
Лего влияет на эмоциональное развитие ребёнка. Играя, ребёнок развивает мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию, отрабатывает навыки и умения, что благоприятно сказывается на развитии его речи.
Лего-конструктор можно использовать как строительный, раздаточный, счётный материал. С поделками из конструктора ребёнок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, при использовании конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков.
Для наборов Лего характерны: высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей даёт детям возможность строить всё, что угодно, что поддаётся детской фантазии, формирующий моторные навыки.
Ассортимент конструкторов Лего чрезвычайно широк. Игровые наборы посвящены самым различным тематикам. Это позволяет удовлетворять запросы каждого ребенка, в не зависимости от его пола, возраста и игровых предпочтений.
Конструкторы Лего развивают мелкую моторику рук. Они позволяют детям придумывать разные сюжеты для игр, что стимулирует воображение малыша и активизирует его творческие способности. Вдобавок ко всему, игра с конструктором Лего позволяет детям становиться более усидчивыми, улучшая внимание, концентрацию и пространственное мышление.
Так же в дошкольных учреждениях всё чаще стали применяться программируемые роботы «Умная пчела» и «Робомышь».
Эти программируемые роботы прекрасно подходят для применения в дошкольных учреждениях, для детей старшего дошкольного возраста. Они просты в управлении, с их помощью дети могут с легкостью изучать программирование, задавая план действий и разрабатывая различные задания.
Работа с мини-роботом учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственной связи и многое другое.
Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» малыш достигнет желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с мини-роботами развивают пространственную ориентацию дошкольника.
Взаимодействие ребенка дошкольного возраста с мини-роботами положительно влияет на формирование его речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Фридрих Фрёбель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке. А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии.
Такой конструктор – «дар Фребеля», позволяет научить ребенка координировать движения, познакомить с предлогами и наречиями «над», «под», «вверху», «внизу», «справа», «слева», узнать понятие длины, ширины.
Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира, и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.
В современной дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, как обучающий материал, развивающий умственные и творческие способности ребенка.
Комплекс методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов дефектологов, родителей.
В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, благодаря развитию и доступности цифровых технологий, становится возможным создание мультипликационных фильмов. Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.
В рамках занятий в мультстудии дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественно-творческих работ, познакомятся с компьютером и камерой, а также приобретут первые навыки профессии мультипликатора. А самое главное – дети приобретут ценный опыт взаимодействия и сотворчества в коллективе сверстников и взрослых.
Создание мультфильма развивает у ребёнка творческие способности. Дети вместе с педагогами проделывают очень большую работу по созданию мультфильма:
1. Поиск замысла будущего фильма.
2. Написание сценария.
3. Разработка и изготовление персонажей.
4. Анимация фильма.
5. Звуковое оформление фильма.
6. Монтаж фильма.
7. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ.
Создание детьми хорошего мультфильма - это лишь один из множества значимых результатов работы мультстудии. Не менее важны неугасающий интерес детей к мультипликации, литературе, изобразительному искусству, их стремление творить, играть, общаться, создавать что-то своими руками, красиво и правильно говорить, придумывать собственную историю и рассказать её другим.
О СТЕМ – образовании можно говорить бесконечно!
Путь становления и совершенствования у каждого человека свой. Задача STEM –образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Таким образом, при помощи STEM - технологий дети учатся находить новые пути решения поставленных задач, наблюдать, измерять, сравнивать. Это помогает им приобретать современные умения и навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Занятия с применением STEM-технологий развивают воображение и творческий потенциал, помогают выработать интерес к современной инженерии.