Папки-передвижки

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Васильева Дарья
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Тема исследования: Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

В дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании творческого воображения детей.

Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Проблемой воображения занимались в отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, О. М, Дьяченко, И. К. Смирнова и др, в зарубежной психологии Т. Рибо, И. М. Розет, К. Тейлор и др.

Актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека. В последнее время резко возросла потребность в творческих, инициативных людях, способных из разностороннего богатого жизненного мира создавать что-то новое, необычное, практически востребованное и полезное для общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентир ставится на развитие активной творческой личности. Воспитание дошкольников в основном ориентировано на развитие познавательных интересов, творческих способностей. [1]

Деятельность детей дошкольного возраста невозможна без воображения, которое они используют постоянно в различных ситуациях: играя, рассказывая сказки, разговаривая о своем будущем. Благодаря воображению ребенок общается с взрослыми, адаптируется в социуме. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. То есть воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение ребенка выполняет две функции – аффективную и познавательную. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом «Я» и реальностью и направлено на утверждение и защиту образа «Я». Воображение позволяет познать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте пяти-семи лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Воображение помогает решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества, Воображаемые ситуации помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами позволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении. Придумывать себе более сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверенности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обусловлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механизма психологической защиты.

К одному из средств развития воображения можно отнести сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети могут развивать свое воображение, разыгрывать интересные ситуации. Проблемой использования сюжетно - ролевых игр занимались Л. С. Выготский, Л. А. Венгер,

В. С. Мухина, Л. В. Русскова, Е. И. Щербакова.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творческое воображение характеризуется тем, что в процессе него образы создаются на основе представлений о предметах и явлениях реальности, на основе предшествующего опыта.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

Ожидаемый результат:

-повышение уровня сформированности творческого воображения дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры;

-разработка технологических карт комплексного метода руководства сюжетно-ролевой игры;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] :Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.

2. Выготский, Л. С. Психология Текст / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо-пресс, 2015.- 1008 с.

3. Виноградова, Н. А. Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]/ Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва: Айрис-пресс, 2010.- 34 с.

4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию Текст / П. Я. Гальперин. - Москва: Академия, 2015. – 124 с.

5. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника Текст / О. М. Дьяченко. – Москва: Мозайка-синтез, 2015. – 214 с.

6. Иванников, В. А. Психология: [Электронный ресурс] / В. А. Иванников. – Электрон. текстовые данные. - Москва: Издательство Юрайт, 2019 .- 480с. -Режим доступа: https://biblioonline.ru/psihologiya-433706

7. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов Текст / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 2012. – 312 с.

8. Мухортова, Д. Д., Мурадова, В. И. Развитие воображения [Текст]/Д. Д. Мухортова. В. И. Мурадова//Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. -№3.- 52-54 с.

9. Маслов, А. С. Психологические процессы Текст А. С. Маслов – Москва: Академия, 2015. – 311 с.

10. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество Текст / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2015. – 211с.

11. Мухина, В. С. Детская психология ТекстВ. С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1985. - 271 с.

12. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии ТекстР. С. Немов. - Москва: Владос, 2015. - 576 с.

13. Общая психология Текст / под ред. В. В. Богословского – Москва: Просвещение, 1981. – 187 с.

14. Попова С. С. Игрушка в жизни ребенка [Текст] / C С. Попова// Вопросы дошкольной педагогики. -2016.-№3.- С. 96-98.

15. Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. Психология ТекстА. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: Академия, 2015. – 314 с.

16. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной Текст – Санкт - Петербург: Питер, 2015. – 312 с.

17. Смирнова, И. К. Игры, упражнения в дошкольном развитии ребенка ТекстИ. К. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №11. – С. 14-22.

18. Тихомиров, О. К. Психология мышления ТекстО. К. Тихомиров. – Москва: Просвещение, 1984. – 101 с.

19. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детейТекст Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басова. – Ярославль, 2015. – 232 с.

20. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии ТекстГ. А. Урунтаева. Ю. А. Афонькина. – Москва: Просвещение: Владос, 2015. – 291 с.

21. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева// Детская психология – Москва: Издательский центр «Академия», 2013.- 336 c.

Публикации по теме:

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста.Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: Создать условия для формирования знаний о работе врача; Задачи: -подвести ребёнка к выполнению игровых действий по показу, по образцу,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 23 марта 2020 в 16:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Дарья (УИ 1924194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД