Папки-передвижки

Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда

Лариса Протасова
Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда

Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда» размещена в разделах

Творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить и учить следует как можно раньше. Для этого надо развивать все компоненты детского творчества : активность, самостоятельность, инициативу, воображение. Необходимо создать условия для детского творчества, поддерживать его и поощрять. На мой взгляд, развитию творческой активности дошкольников способствует практическая деятельность детей – занятия ручным трудом, так как изготовление поделок из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Поэтому я уделяю большое внимание созданию условий в группе для успешного развития продуктивного вида деятельности- работа с тканями, нитками (изготовление оберегов, ткачество).

На первом этапе моей работы стояла задача заинтересовать детей ручным трудом- изготовление оберегов из ниток, ткани. Вместе с родителями мы собирали материал (фото, слайды, статьи, книги) и начали работать. Сначала мы ознакомились с историей возникновения оберегов, потом рассматривали фотографии оберегов. Привлекали родителей для сбора ниток, ткани. Работу я начала со средней группы, с самого простого: учились с детьми наматывать клубочки, разматывать, чтобы они не путались, завязывать узелки (для детей было сложно). Прежде чем показать детям,как из ниток наматывать клубочек, для изготовления оберега, сама дома училась, а потом показывала детям. Работу проводили во второй половине дня, индивидуально по 2-3 человека, брала более сильного ребёнка и послабее, чтобы он мог ему помочь, этим решался ещё вопрос общения детей, умение придти на помощь товарищу. От результатов своего труда дети получали большое удовольствие. У многих получались довольно оригинальные работы. Мы с ребятами все вместе их рассматривали, обсуждали, искали новые варианты, поощряя творческий подход в работах, организовывали выставку в группе и для детей всего сада. Дети проводили мастер- класс, для детей средней, старшей и даже подготовительной группы, так как изготовлением оберегов в нашем детском саду никто не занимался.

Следующее направление в развитии продуктивной деятельности – я взяла ткачество. Поистине волшебным является мир ниток. Мы познакомились с происхождением ниток, как и для чего, в старину их использовали, как добывали их. Рассматривали иллюстрации народных рубах, сарафанов, народных костюмов, плетение поясков, браслетиков, ленточек для волос, познакомились с русскими народными орнаментами. Совместно с родителями посещали выставки народных костюмов, библиотеки, где детей знакомили с народными ремёслами (с ремеслом ткачей) показывали фотографии разных ткацких станков, посещали фотовыставки народных кукол. Выполняя пальчиками различную работу с нитками и тканью, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук и становятся более усидчивыми. Пробуждение ассоциаций и развитие мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству.

В старшей группе большую роль начинает играть ручной труд с элементами ткачества, выдумки (рисунка, выбор нитей по цвету, что способствует развитию творческой активности. Предлагала выполнить такие задания, как «Нарисуй рисунок, который бы ты хотел ткать», «На что это похоже?» «Подбери нитки для своей работы». Рассматривая узоры, дети учатся находить выход из сложной ситуации, принимать решения. Так развивалась творческая активность. Я оформила в группе художественную мастерскую «Мастерица», где есть свободный доступ к материалам и возможность к самостоятельной работе с ним. Провожу с детьми коллективные занятия со всей группой, индивидуальные занятия по интересам и уровнем подготовки детей.

С начала года приобрели рамочки для каждого ребёнка, родители набили гвоздики и у нас получились маленькие ткацкие станочки, в Макдональде приобрели ложечки для чая (это стали иголочки) и стали учиться просовывать нитки в иголочку и завязывать узелочки для плетения. Сначала детям было очень трудно, через каждую ниточку просовывать иголочку, пальчики плохо слушались и поэтому я брала по1-2 ребёнка, потихоньку работа продвигалась, но работы сначала были однообразные (однотонные, но по ходу работы, дети заинтересовались видя плоды своей работы и стали использовать разноцветные нитки, включали воображение, фантазию. Я стремилась создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывала им помощь, поддержку. В процессе выполнения работ, я предлагаю детям вопросы поискового характера, такие как «Подумай, как выполнить данный рисунок, какие нитки, для этого надо?» или «Что можно предпринять, чтобы коврик получился неповторимой, оригинальной?» Все это способствует развитию творческого воображения. С некоторыми детьми приходится заниматься индивидуально, так для них уменьшала объем работы, чаще подбадриваю, поощряю, ведь вплести одну нитку в другую для них очень тяжело. А детям несобранным, неусидчивым, стараюсь показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Первые их работы были неаккуратны, но постепенно они стали выполнять работу лучше, а получив похвалу, стараются еще больше. И я увидела результат работы, дети стали более усидчивей, общительней,добрей, готовые придти на помощь, если у товарища не получается. Дети стали объединяться для рисования рисунка: для коврика, браслетика, ленточки, обсуждают, как бы этот рисунок

Провожу с детьми беседы о профессиях: где в наше время встречается ткачество, анализируем пословицы, поговорки о труде, лени, рассказываем о труде людей, его важности и необходимости. Познакомила детей с городом Иваново, который называют городом ткачих, прослушали песню (А Иваново, город невест). Предлагаю детям вспомнить, где они встречались с творчеством ткачей (гобелены, ковры). Предложила родителям оформить выставку картин из гобелена в холле детского сада, выставка получилась на славу (родители так заинтересовались, что предлагали свою помощь по любому вопросу). Я провела мастер- класс по ткачеству для воспитателей и родителей, взрослые радовались своим работам, как маленькие. Было предложение оформить выставку детей и взрослых, результат получился такой, что работы детей не отличались от взрослых. Восхищению детей, что они сделали коврики,как мама или бабушка не было предела. Ребята на выставке рассказывали, в чем проявляется творчество труда - ткачества, в чём затруднения. В результате у моих детей складывается позитивный образ творческого ручного труда, развивается творческая активность. Лучшие работы отобрали и поместили в наш садовский музей «Чаша жизни».

Я часто организовываю совместную деятельность детей и их родителей для участия в конкурсах группы и детского сада. Ведь создавая вместе с детьми маленькие шедевры, родители начинают понимать, как важна и порой сложна эта деятельность для их ребенка, и родители становятся союзниками своих чад.

В этом году я показала занятие по ткачеству для педагогов города (КМО, так как в дошкольном образовании мало внимания уделяют, такому виду продуктивной деятельности как ткачество и мои дети меня не подвели. В дальнейшем буду продолжать работу с детьми по ткачеству.

Мои дети любят дарить подарки, (особенно малышам, для уголка кукол ткут коврики, покрывала на кроватки, сделанные своими руками. А главное, проявляют творческую активность, реализуют свое творческое начало. А это значит, работа по развитию творческой активности в процессе ручного труда нужна, важна и я буду ее продолжать.

Публикации по теме:

Консультация «Формирования трудовых умений и навыков в процессе ручного труда» Проблема развития детского творчества в настоящее время является наиболее из актуальных проблем, ведь речь идет о важном условии формирования.

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Проект «Развитие творческой активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мини – проект «Наш огород» (1 младшая группа «Гномики») Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: педагоги, дети группы. Срок.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда Содержание: • Введение • Теоретические основы Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей Особенности.

Развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников в процессе организации работы по вышиванию Вышивка является одним из видов художественной деятельности, где дети могут выразиться, раскрыть свои способности, спрятанные буквально.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть II) Часть 1 Проект «Цветы». Продукт деятельности: детский познавательный журнал «Цветочная мозаика», вели Дневник наблюдений за.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть I) Часть 1 Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством.

Развитие мелкой моторики, ручных умений и навыков в процессе ручного труда Статья воспитателя ГБДОУ №73 Приморского района СПБ Кутузовой Людмилы Александровны «Развитие мелкой моторики ручных умений и навыков в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
Опубликовано: 2 октября 2015 в 18:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД