Папки-передвижки

Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой

Светлана Харичева
Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой

Развитие у 5-6 летних детей социальной уверенности

через ознакомление с художественной литературой.

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит "от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств".

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Публикация «Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. "О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной". Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - этическим, экологическим, экономическим…

Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т. д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.

Ребенок-слушатель - это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребенка первые "отношения" с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством - литературой.

"За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать" (Ненашев М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книжника. - Литературная газета, 2002, 22-28 мая, № 20-21).

Сколько сказок рассказали вы своему ребенку? Да так, чтобы не только развлечь его, а зажечь в нем искру божью?

Обращаясь к взрослым, я сознательно не разделяю родителей и воспитателей, потому что в любом случае мы, взрослые, в ответе за тех, кого произвели на свет или "приручили".

Но в данной консультации придется выделить три части: "Воспитателям", "Родителям", "Детям", - потому что кроме человеческой взаимозависимости существует взаимозависимость профессиональная, а здесь у каждого свои функции, особенности, полномочия.

Главная задача - дать совет взрослому, что и как читать ребенку, как работать с книгой, не предлагая ему готовых рецептов в виде заранее разработанных занятий. Воспитатель или родитель, осознав свою активную роль в этом процессе, руководствуясь методическими рекомендациями. Вместе с детьми будут постигать литературу, учиться жить с книгой.

Главная задача воспитателя, приобщающего своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в той программе, по которой работает дошкольное учреждение.

Главная задача родителей - воспринять и совместно с воспитателем реализовать идеи этой программы, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребенка к книге.

Первостепенная задача всех категорий взрослых - сделать ребенка грамотным читателем.

Грамотный читатель - это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства. Зачастую у взрослых, как специалистов в области дошкольного воспитания, так и не имеющих отношения к нему, складывается неправильное представление о понятии "грамотный читатель". Их воображение создает образ малыша, измученного упражнениями в технике чтения и анализе книг, в запоминании множества фактов, терминов, имен.

Между тем сама проблема заключается не в понятии "грамотный читатель", а в готовности взрослого реализовать ее. Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

Грамотного читателя среди других выделяет высокий интеллектуальный уровень развития; широкие познавательные интересы? грамотная, образная речь, как устная, так и письменная; богатая эмоциональная сфера; верные нравственные ориентиры; общественно приемлемые потребности и поведение; высокая самоорганизация и самодостаточность, то есть умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом без посторонних на то указаний и советов; значительные творческие возможности; способность к самообразованию, самоусовершенствованию; достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение. Естественно, что дошкольнику все это сразу присуще быть не может. Но дошкольное детство - это период, когда закладываются основы самого высокого и значимого среди читательских типов. И об этом нужно помнить и воспитателям. и родителям.

Подчеркнем еще раз: сегодня, когда чтение перестало быть предпочтительным занятием для детей, когда книга перестает быть для них объектом внимания и интереса, взрослые должны направить свои усилия на то, чтобы в детских сердцах и сознании нашлось место увлечению чтением, обдумыванию смысла прочитанного.

ВОСПИТАТЕЛЮ.

Прежде чем начать работу с родителями и детьми, воспитатель должен обдумать, усвоить, принять несколько положений:

1. Он сам должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации.

"Страна с не читающим населением - это страна отверточных технологий, страна - поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы".

"К соотечественникам! Обращение

Всероссийского Конгресса в поддержку

Чтения" (проект). 7 сент. 2001 г. Москва.

Почему так? Потому что не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать. сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

Чтение - это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

2. Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребенку, - это настоящее искусство, у которого свой объект изображения - ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление, - задача взрослых.

3. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. Прислушаемся к тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М. Петровский: читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но "прочитанное им в детстве, прочитанное ему в детстве может оказаться единственным его литературным багажом - и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая, делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве - общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства - его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры" (Петровский М. На канавке воду пил… - Детская литература, 1990, № 5).

4. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что литература оказывает на человека латентное (скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

5. В процессе общения с детской литературой взрослый человек (и воспитатель, и родитель) заметит, как меняется он сам, как меняются его взгляды на природу детства, на ребенка, на детское произведение, как все то, что в общении с ребенком ранее казалось незначительным, наполнится глубоким смыслом, будет воспринято по-иному.

6. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Время чтения зависит от возраста, усидчивости дошкольника, его интереса к читаемому, с одной стороны, и возможностей взрослого. с другой. Читать малышу могут не только родители, но и старшие дети, бабушка и дедушка. Делать это нужно каждый день, и не только в детском саду, но и дома.

Только осознав, обдумав сказанное, воспитатель может начинать работу с детьми и родителями. Робота с родителями может быть трех видов: просветительская, консультативная, информационная.

Формы работы

Просветительская Консультативная Информационная

Родительский лекторий Групповые и индиви-дуальные устные кон-сультации по тем вопро-сам, которые возникают у родителей Устная и письменная информация (выпуск информационного листка)

Родительское собрание Письменные консультации Газета

Выставки книг Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (например формирование круга детского чтения)

Диспут, дискуссия

Конкурсы

• З. А Гриценко "Ты детям сказку расскажи…"

М. : Линка-Пресс, 2003.

• Л. М. Гурович, Л. Б Береговая, В. И. Логинова "Ребенок и книга" СПб. : "Акцидент", 1996.

• Н. М. Демурова " Что читать детям: спасительные книги. Что читать детям в трудных ситуациях в жизни. М. : 1995.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Книга-для ребёнка» Отражение исчезнувших лет, обличие житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет - - Это - книга. Т. А. Щепкина – Куперник Жизнь человечества.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 26 марта 2015 в 16:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД