Черноус Олеся Васильевна
Развитие умственных и интелектуальных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Публикация «Развитие умственных и интелектуальных способностей у дошкольников» размещена в разделах
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается впервые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать, направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта : психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск, скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Данные игры у детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать на основе развития основных умственных операций : анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.
Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.
Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.
Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
Активизация умственной деятельности детей.
Развитие основных умственных операций : анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
Формирование основ творческого мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативных навыков.
Повышение интереса детей к математике.
Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
Создание предметно-развивающей среды.
Систематизация игр в планировании.
Уровень сенсорного развития дошкольников.
Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
Характер мотивации.
Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми).
Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников : дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.