МААМ-картинки

Развитие внимания посредством дидактических игр

Татьяна Коруц
Развитие внимания посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

«РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Коруц Т. А., воспитатель

МАДОУ детский сад №63 г. Ангарск

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к развитию детского внимания, в плане умения следовать инструкциям и контролировать полученные результаты.

Публикация «Развитие внимания посредством дидактических игр» размещена в разделах

Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в дошкольном возрасте, часто связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться заранее, в младшем дошкольном возрасте. Но к сожалению, лишь единицы проявляют уважительное отношение к познавательному интересу малыша и терпеливо ждут, когда его внимание восстановится.

Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить детей письму, счету, чтению. При наличии внимания, мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования развития внимания. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (Т. Рибо, У. Джеймс и др., так и отечественными учеными (Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др.). Вместе с тем вопрос развития внимания у старших дошкольников с помощью дидактических игр остается недостаточно изученным.

Итак, внимание – это познавательный психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.

Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.

Выделяют три вида внимания :

Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Произвольное внимание тип внимания, который особо важен, когда ребенок занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия которые необходимы в данный момент. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.

Послепроизвольное внимание – это тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения.

Основные свойства внимания

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Упражнение для повышения концентрации внимания. С дошкольником следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника. Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.

Переключаемость – это свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш.

В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года ребёнок способен следить только за одним объектом. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.

Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать его на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания-это особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно.

В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки с помощью дидактических игр. Важно изучить индивидуальные особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком.

Следует подобрать необходимые упражнения для обеспечения поэтапного развития внимания. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

Предлагаем рассмотреть краткий список игр тренирующих основные свойства внимания : объём, распределение, переключение, концентрацию, устойчивость и продуктивность:

1. «Что изменилось?», 2. «Разведчики», 3. «Подбери фигуры», 4. «Гимнастика внимания», 5. «Сравни картинки и найди отличия», 6. «Повтори ритм», 7. «Соблюдай правила»,

8. «Разучи стихотворение», 9. «Опиши игрушку»,

10. «Продолжай».

На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Сенсорное развитие посредством дидактических игрСенсорное развитие посредством дидактических игр Сенсорное развитие через дидактические игры. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания посредством дидактических игр
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 10:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие внимания посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коруц (УИ 563356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД