Папки-передвижки

Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте

Бойкова Валентина Алексеевна
Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию, выразительному чтению наизусть стихотворений работа по развитию образности, выразительности речи нами поставлены следующие задачи:

Публикация «Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

1. формировать первоначальное представления об особенностях художественных литературных жанрах;

2. развивать поэтический слух, улавливать музыкальную звучность и красоту рассказов;

3. прививать интерес к художественной литературе, усваивать содержания произведений и эмоциональной отзываться на чтение литературы;

4. воспитывать литературно-художественный вкус;

5. приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Все эти задачи сводятся к тому, что основной задачей в старшем возрасте является привитие любви к художественному слову и уважение к книге.

В нашей группе 20 детей: смышленые и не очень, контактные и замкнутые, очень подвижные, хорошо понимают юмор. Но всех их объединяет одно - они удивляются и восхищаются все меньше. Все дальше уходит на задний план интерес к художественной литературе.

В связи с этим огромное значение приобретает развитие у детей восприятия произведений художественной литературы, устного народного творчества.

В своей работе по развитию восприятия мы решили использовать народные сказки. Как известно, сказка является одним из самых любимых детьми литературным жанром благодаря ее чудесному вымыслу, фантастичности, развитому сюжетному действию, полному конфликтов, ярким сильным характерам героев.

Вместе с героями сказок дети испытывают чувство страха в напряженные моменты, чувство облегчения, удовлетворения при торжестве справедливости. Испытывая в процессе чтения произведения разнообразные чувства, ребенок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит зло.

На начальном этапе мы рассматривали народные сказки о животных («Лиса и козел», «Заяц-хваста», «Лисичка со скалочкой» и т. п.)

Параллельно вели работу над малыми фольклорными формами. Сначала учили детей понимать различие между загадкой и пословицей, затем, придумывали собственную загадку. Например, составляя загадку о козле из сказки «Лиса и козел», дети выяснили, что козел серый, рогатый, бородатый. Подбирая других персонажей с аналогичными признаками (серый-волк, рогатый- баран, бородатый –дед») дети составили загадку о козле. «Серый» ДА НЕ ВОЛК, рогатый, да не баран, бородатый –да не дед. Закрепляя полученные знания по придумыванию загадок, дети использовали условные заместители, изображенные нами на карточках.

Используя особенность детей лучше усваивать материал при подаче его зрительно, нами были изготовлены к различным сказкам опорные схемы, в которых содержалось условное обозначение героев сказок, их поступков, развивающегося сюжета. Этот прием очень нравится младшим детям (которым 5 лет исполнилось в ноябре- декабре, таких детей - 6 чел.). У детей, постарше, которым уже исполняется 6 лет, иллюстрация играет вспомогательную роль. Развитие наглядно- образного мышления способствует пониманию переносного значения слов, скрытых сравнений-метафор, олицетворений. С целью усвоения детьми структуры сказки подробно анализируем ее содержание (дети учатся понимать традиционные способы построения сказки, организации сюжета в ней). Для этого предлагаем придумать названия к зачину сказки, середине и концу. Разбирая, о чем говорится в начале сказки, дети придумывают название к ней, также подбираем названия к середине и к концу сказки. Этот прием помог детям осознать традиционный способ ее построения.

Активизируя словарь детей, побуждая их применять наиболее красочные прилагательные в описании героев сказки, я использую такой прием, как словесное рисование. Детям предлагаю следующее: «Представьте, что вы художники и вас попросили нарисовать иллюстрации в книжку по сказке «Гуси-Лебеди». Какой бы вы нарисовали Машеньку, когда она не нашла Ванюшку возле дома? (встревоженной, опечаленной). В процессе выполнения задания я побуждала детей активизировать в речи фразеологизмы, сказочную лексику, подбирать собственные языковые средства. Благодаря этому приему дети могли целостно, эмоционально насыщенно воспроизвести литературные образы.

Неотъемлемую часть занятий составляли игры-драматизации. Этот прием является наиболее любимым детьми и, по моему мнению, оставляет красочный след в восприятии сказки ребенком. При постановке сценических этюдов я стараюсь так или иначе задействовать всех детей, проигрывая действия по несколько раз и меняя исполнителей главных ролей. В свободной самостоятельной деятельности дети с удовольствием изготавливали атрибуты для сказочных постановок, участвовали в изготовлении декораций. При ознакомлении детей с английской сказкой «3 поросенка» я задаю детям вопросы:

-Что сказочного в этой истории?

-Почему мы говорим, что это сказка?

-Чем похожи братцы? Какие они? Носики как…хвостики как….(дети заканчивают выражения)

-Чем отличался Наф-Наф от братьев? Как вы это поняли? Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Как об этом можно сказать? Можно ли сказать, что они работали спустя рукава, т. е. совсем не старались? (предлагаю двум детям повторить последнюю фразу.)

-Как трудился Наф-Наф? Как еще об этом можно сказать? Посмотрите на эту картинку, какой эпизод сказки здесь изображен? Дети поросята удирают от волка.

Воспитатель- как можно сказать по –другому, о том что они убегают?

Дети- мчатся, несутся.

А сейчас мы поиграем. Один из вас расскажет, как маленький Ниф-Ниф испугался, когда волк ломился к нему в дверь соломенной хижины. Только рассказывать нужно от лица поросенка.

«Когда я прибежал к своему домику….» Ребенок выполняет …

А теперь пусть кто-нибудь от имени Нуф-Нуф расскажет, как он впервые увидел волка.

Какими должны быть поросята, чтобы победить злого, огромного волка?

Дети - сильными, храбрыми, ловкими. Но главное- дружными.

Воспитател - Показывает детям иллюстрации.

Воспитатель - Кто здесь изображен? Почему волк испугался баранов?

Дети- ….

Воспитатель - а если бы перед нами был один барашек?

Дети отвечают.

Правильно говорит пословица «В согласном стаде и волк не страшен, а смелость крепче стен и башен».

Можно ли так сказать о 3 поросятах?

При чтении детям сказок широко использовалось музыкальное сопровождение: звучали отрывки из опер «золотого петушка», «сказка о царе Салтане», Римского-Корсакова, произведения П. И. Чайковского, Вивальди, М. И. Глинки.

Обращалось внимание детей на характер музыки, ее соответствие событиям сказочного сюжета, эмоциональное впечатление детей усиливало рассматривание иллюстраций. В результате дети стали замечать цветовую гамму произведений живописи, их композицию.

При ознакомлении детей с рассказом (дети знают, что в рассказе нет чудес и сказочных выражений) проводим беседы по содержанию.

После прочтения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» я задала детям следующие вопросы:

- Смешная эта беседа или печальная?

-Что вам показалось самым смешным?

-Почему мальчика подумали, что шляпа живая?

-Расскажите, как мальчики испугались? Как узнали мальчики секрет шляпы? -Постарайтесь рассказать об этом интересно.

-Рассказ называется «Живая шляпа». Как по-другому можно назвать этот рассказ?

-Вспомните, как начинался этот рассказ? Как можно назвать эту часть? А чтобы вы нарисовали про первую часть?

-Какая 2 я часть рассказа? О чем в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части? Какой рисунок вы нарисуете ко 2 части? Чем закончилась история про мальчика и котенка? Какое название можно дать к 3 части? Как бы нарисовали окончание рассказа?

Сейчас я вам предложу интересное задание – придумать окончание рассказа.

Помните, что вам нужно придумать окончание рассказа, а не сказки (выслушиваю 2-3- варианта окончания).

У нас в группе можно наблюдать следующую картинку: довольные и счастливые дети бегают, шалят, играют друг с другом. Я прошу их успокоиться и послушать. Ох, как не хочется отрываться от игр. Но я беру книгу в руки и начинаю читать. Передо мной стоит важная задача: как сделать так, чтобы глаза маленьких слушателей загорелись под впечатлением услышанного и хотелось бы слушать и слушать произведение. Для этого надо владеть навыком художественного чтения и умением грамотно организовывать работу детей с художественным текстом. Задаю вопросы по тексту. Вопросов не должно быть слишком много(3-4, чтобы сохранить эстетическое наслаждение, эмоциональное воздействие художественного текста на душевный мир ребенка.

Нашим детям доступны и интересны “толстые книги”, так называемое чтение с продолжением. В этом случае выбираю занимательные, остросюжетные художественные тексты (например, Денис Кораблев в “Рассказе Драгунского”, “Буратино” А. Толстого, “Незнайка” Носова).

Чтобы дети ждали продолжения, использую прием, известный со времен Шахерезады: прерываю чтение на самом интересном месте. Перед тем, как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребенком вспомнить содержание предыдущей. Можно, прервав чтение, предложить ребенку самому придумать продолжение, а потом проверить правильность своих предложений.

Для проведения эффективной работы с родителями использую следующую форму:

Анкетирование (приложить вопросы анкеты) для родителей “традиции семейного чтения”.

Результаты анкетирования порадовали: большинство родителей положительно ответили на вопрос об актуальности привития у детей любви к чтению, вспомнили книги своего детства, которые произвели на них неизгладимые впечатления, рассказали о них своим детям, поделились опытом о том, как привлечь детей к чтению.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сами родители должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут нужны малышу.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, которая раскрывает перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости”

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Публикации по теме:

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Рисунки на конкурс «Я карандаш с бумагой взял…»Рисунки на конкурс «Я карандаш с бумагой взял…» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 31 июля 2014 в 14:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Бойкова Валентина Алексеевна (УИ 213395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД