Папки-передвижки

Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Ломакина
Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Л. С. Выготский указывал на решающую роль восприятия в развитии речи. Различные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, пространственное и др.) создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Формирование восприятия различной модальности – зрительного предметного, восприятия пространства и пространственных

Публикация «Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

отношений предметов, дифференцированного процесса звукоразличения, тактильного восприятия предметов и т. д. – создает основу для обобщения восприятия и для формирования образов реального предметного мира, ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Чем больше перцептивных действий, направленных на изучение свойств объекта выполняет ребёнок, тем прочнее устанавливается связь слова с предметом. Результатом действий восприятия являются образы предметов, явлений, их внешних свойств. Отмечая важную роль чувственного опыта в формировании номинативной функции речи, необходимо подчеркнуть, что уже к концу года понимание ребёнком названного предмета, как и собственно его называние, является сложной речемыслительной операцией,

в которую входят зрительное и слуховое восприятие, ощупывающие действия руки, процесс выбора и активность речедвигательного аппарата.

На этапе, когда ребёнок только начинает овладевать способностью относить слово к предмету, действию, слова ребёнка еще неустойчиво связаны с каким - либо одним признаком предмета или одним способом действия с этим предметом. Именно поэтому слово – название, не имеющее четкой предметной отнесенности, широко переносится ребёнком на другие предметы и действия, содержащие в себе сходные признаки.

В большинстве случаев у детей с речевыми нарушениями отмечаются не только нарушения различных сторон речи, но и отклонения в психическом развитии : нарушения психических процессов, личности, общения. Подобные отклонения могут быть обусловлены как поражением центральной нервной системы, так и являться вторичными по отношению к речевой патологии. Последняя зависимость вытекает из той роли, которую речь играет в качественной перестройке всех психических процессов.

А. П. Воронова отмечает, что у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличалось от детей с нормальным речевым развитием, но при усложнении заданий испытывали значительные трудности.

Зрительное восприятие является важнейшей предпосылкой, позволяющей ребёнку успешно овладеть грамотой. Поэтому, формирование у дошкольников полноценного зрительного восприятия становиться важной частью коррекционной работы с дошкольниками с ТНР.

В логопедической практике при знакомстве с новым словом наиболее часто

используется показ соответствующей картинки. Однако этот метод не всегда эффективен, так как лишает ребёнка возможности активно действовать с предметом, не позволяет воспринять весь спектр свойств предмета, кроме того у детей с речевой патологией может отмечаться нарушение перцептивной деятельности и несформированность предметных

образов. Полноценного усвоения слова в этом случае не произойдёт.

По мнению Л. С. Цветковой, для того, чтобы ребёнок активно овладел словом, следует создавать «базу речи», - то есть чувственную основу слова. У детей с речевыми нарушениями необходимо совершенствовать процесс восприятия, формировать зрительные образы предметов, учить их целенаправленно действовать с предметами. Свойства предметов и явлений начинают выделяться ребёнком в той мере в какой их учет оказывается необходимым для деятельности.

Формирование и развитие у детей с ТНР словесных понятий должно опираться на создание базы речи. Такая работа предусматривает развитие разных видов восприятия : зрительно - предметного, зрительно - пространственного, слухового, тактильного. С этими детьми необходимо работать над точностью, дифференцированностью, обобщенностью

восприятия, над расширением его объема. Создание чувственной основы слова предполагает и овладение ребенком теми действиями, которые можно выполнять с называемыми предметами. В процессе овладения

самим действием ребёнок овладевает и словесным обозначением этого действия.

Восприятие различной модальности способствует не только формированию номинативной функции речи : перцептивно воспринимаемая ситуация облегчает и усвоение речевых грамматических конструкций. С. Н. Шаховская рекомендует широко использовать наглядные опоры при отработке различных грамматических форм. Опираясь на картинки, ребёнок учится дифференцировать родовые формы глаголов; суффиксально -

префиксальные образования существительных и глаголов, формы единственного и множественного числа существительных и глаголов и т. д. Ребёнок воспринимает количественные и качественные различия предметов, действий, признаков и учится передавать ее адекватными лексико - грамматическими средствами.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 29 января 2024 в 17:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД