Лучший педагог года

Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности дошкольника с ОВЗ

Ольга Жидких
Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности дошкольника с ОВЗ

Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности дошкольника с ОВЗ.

МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»

город Рассказово Тамбовская область

педагог-психолог

Жидких Ольга Александровна

За последние годы произошли значительные перемены в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Наше общество во всех смыслах становится более инклюзивным и каждому ребёнку даёт возможность полностью реализовать свой потенциал и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Но, несмотря на то, что дети с ОВЗ вовлечены во все виды коллективной работы, основным правилом коррекции является индивидуальный подход. С целью создания благоприятных условий, стимулирующих раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Публикация «Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности дошкольника с ОВЗ» размещена в разделах

Основываясь на положении о психолого-педагогическом консилиуме (ППк, основной целью которого является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности детей с ОВЗ, 4 раза в году в ДОУ проходят плановые заседания и, по-необходимости, внеплановые заседания ППк. Ежегодно через консилиум проходят в среднем 17% воспитанников нашего дошкольного учереждения. На этапе диагностики проводится комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка, которое позволяет получить информацию об уровне его возможностей, способностей. Далее разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей с ОВЗ, составляется план консультативной, просветительской и коррекционной работы.

Согласно методическим рекомендациям для детей с ограниченными возможностями здоровья спроектирована программа коррекционной работы.

В настоящее время программа коррекционной работы включает в себя организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми. Работа с детьми это сопровождение детей в период адаптации; плановая психолого-педагогическая диагностика интеллектуального развития ребёнка; диагностика развития эмоциональной сферы; составление индивидуальной траектории развития. Родители и педагоги это консультации, беседы, коворкинг-центры, тренинги.

Ведущим фактором у детей с ограниченными возможностями здоровья является интеллектуальная недостаточность, но она, как правило, сочетается с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. В последнее время родители воспитанников с ОВЗ и педагоги детского сада стали чаще обращаться к специалистам ДОУ с проблемами в развитии эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сферы детей. Диагностика эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто выявляет различные проявления социально-личностного неблагополучия : повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, психическое утомление, снижение потребности в достижении успеха, повышенная агрессивность, чрезмерная импульсивность, трудности в коммуникативной деятельности со взрослыми и сверстниками. Нередко причиной конфликта в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей. Также проблемы и конфликты между детьми, возникают в тех случаях, когда ребёнок с ОВЗ не выдерживает конкуренцию с другими детьми. Такие детские переживания могут стать источником серьёзных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Задача педагога, взрослого помочь ребёнку овладеть языком эмоций, сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние своё и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях дошкольного учереждения внести изменения и дополнения в коррекционную программу, направленные на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и содержание деятельности заключается в преодолении эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создании благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Основные принципы работы:

Необходимым условием эффективности программы является участие в ней педагогов и родителей. Программа предусматривает реализацию в трех направлениях:

Первое направление: Педагог – психолог родители.

Второе направление: Педагог – психолог педагоги группы.

Третье направление: Педагог – психолог дети.

Педагог – психолог родители

В работе с родителями рекомендуется использовать разные формы работы:

- Консультации. Проводятся для тех родителей, кто в них нуждается.

-Родительские собрания на различные темы (Темы должны основываться на запросах родителей и включать в себя практические задания)

- Информационные буклеты.

Педагог – психолог педагоги

Содержание работы в данном направлении заключается в психологическом сопровождении педагогического процесса. Педагоги знакомятся с играми, представленными в программе, обучаются их применению, знакомятся с результатами анкетирования родителей, активно участвуют в родительских собраниях.

Педагог – психолог дети

Содержание коррекционных занятий распределяется по трё м разделам:

I раздел – «Я» Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию самого себя.

II раздел – «Мои эмоции». Важно специально знакомить ребенка со своеобразным «языком» эмоций, способным передать наши чувства другим, сделать их понятными не только с помощью слов. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

III раздел – «Ты и Я». Важно научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный раздел призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

Занятия рассчитаны на воспитанников старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Занятия с подгруппой детей (количество детей в группе 6 – 10 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 20 – 30 минут.

Занятия по программе рекомендуется начинать в октябре, после завершения диагностического обследования и периода адаптации детей в группе.

Факторы успешности ребёнка, на которые мы опираемся при оценке эффективности коррекционной работы:

-выражение в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;

-умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»;

-умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

-выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

-установление и поддержание контактов, сотрудничество и решение конфликтных ситуаций;

-оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

- уверенность в своих силах;

-понимание своей индивидуальности и индивидуальности других людей;

Всё больше с каждым годом фундаментальной ценностью в системе образования становится личность ребёнка : разная, самобытная, самоопределяющаяся. В начале 2022 года наше дошкольное учреждение стало частью команды по реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В ДОУ создана управленческая команда, которая работает над проектом «Совершенствование навыков коммуникации всех участников образовательных отношений». Основной нашей задачей в ходе реализации проекта является сформировать индивидуальные стратегии социализации современных детей, усовершенствовать индивидуальные стратегии общения педагога с ребёнком. Для этого данная программа предлагает различные пособия и игры :

«Волшебный мир Эмоций»

– Онлайн-игра «Город эмоций»

– Квадрат настроения

– Плакаты эмоций

– Игровой комплект «Палитра эмоций»

– Семейный дневник эмоций

– Каталог художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта

– Онлайн-курс для родителей «Семья на эмоциях»

– Подкаст для родителей «МамПапКаст»

Использование инновационных методов и технологий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит получить высокий процент детей, имеющих положительную динамику развития.

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности дошкольника с ОВЗ
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 14:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД