Наталья Мокеева
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все эмоции в жизни важны и нужны для нравственного становления каждого человека, но объяснить это в нежном детском возрасте, нелегкая, но очень актуальная задача и кто, если не мы-взрослые научим понимать ребенка, предположим, почему ему сейчас грустно, почему он смеется или, к примеру, злится. Так как самому ребенку без участия взрослого управлять своими эмоциями не под силу.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
Чтобы открыть детям науку об эмоциях можно поиграть в увлекательные игры, которые познакомят ребят с миром чувств, научат их понимать свои эмоции и обучат навыку управления негативными эмоциями. Игры, которые мною используются на развивающих занятиях, сделаны из подручных материалов представлены ниже:
«Зеркало души». Данная игра проходит в парах. Ребята одевают на себя роли, один их них человек-душа, а второй- зеркало, отображающее эмоции и чувства души. В ходе игры дети учатся сопоставлять чувства с эмоциями, которые отображаются у нас на лице в зависимости от той или иной ситуации. Тем самым дети учатся чувствовать эмоции другого, откликаться на них, проявлять сострадание или, к примеру, совместную радость. Данная игра проходит всегда на позитиве, ребята с удовольствием играют, меняются ролями.
Фото №1
«Эмоциональные браслетики». В данной игре возможны два варианта:
Вариант № 1: Дети делятся на группы, первая группа одевает браслетики, схожие с их эмоциональным состоянием. Вторая группа должна определить детей, которых:
-можно посадить за праздничный стол;
-нужно успокоить, пожалеть;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого ребенка с браслетиком.
Вариант № 2:
Желающие с закрытыми глазами одевает браслетик на руку, затем объясняют остальным участникам игры в каком случае они испытывает подобную эмоцию. Если эмоция негативная – ребенок предлагает варианты избавления от этой эмоции и обучает этому других детей.
Данная игра развивает способность распознавать различные эмоции, обучает умению справляться с эмоциями, имеющими негативный подтекст.
Фото №2
«Стена эмоций». В кабинете педагога-психолога одна из стен оформлена в виде цветочной поляны, цветы которой имеют разное настроение. Суть данной стены состоит в том, что наглядно для детей отображены эмоции в красочной 3D форме, если это можно так назвать. Данная игра обучает детей «языку чувств» с помощью мимики, пантомимики, умению определять основные эмоциональные состояния. Способствовать снижению эмоционального напряжения. Воспитывать чувство сопереживания. Вариаций использования данного пособия может быть множество:
1. "Найди грустный (весёлый, злой и т. д.) цветочек. Как ты догадался, что это тот самый цветок? Как ты думаешь, почему у него такое настроение?
2. "Покажи настроение вот этого цветка".
3. Какое у тебя сейчас настроение? Повесь свою капельку на листик цветка с таким же настроением.
4. Покажи, не говоря ни слова, любую эмоцию, а ребята найдут цветочек с таким же настроением.
5. Нарисуй свое настроение.
6. Нарисуй гнома (клоуна, мальчика и т. д.) с…. настроением.
7. Давайте поможем "цветам" развеселиться - как это можно сделать?
Фото № 3
«Коробочка эмоций». Обыкновенная коробочка с набором разнообразных предметов, имеющих разную форму, размер, фактуру. Главной идеей данной коробочки является то, что эмоции приобретают форму очевидности и осязаемости, так как мы используем, посредством данной игры, вполне реальные символы эмоций, исходя из наших пяти органов чувств. Например, объясняя ребенку, что такое радость, можно сложить в коробочку все вещи, которые ассоциируются с этой эмоцией :
• Зрение. Как выглядит радость? Например, как веселый день рождения (или семейный отпуск, или поход по магазинам).
• Слух. Как звучит радость? Может, как детский смех? (веселая музыка, звон колокольчика).
• Обоняние. А каков аромат радости? Возможно, вам он напомнит аромат мандаринов или цветка с клумбы или любимого бабушкиного пирога…
• Осязание. Прикосновением радости можно считать поглаживание любимого животного или объятия детей и родителей.
• Вкус. Она может иметь вкус сладкой клубники или любимого мороженного.
Познавая любую эмоцию с помощью пяти органов чувств, мы открываем ее для ребёнка со всех сторон, создаем правильный ассоциативный ряд и позволяем ему изучить ее полностью, чтобы впоследствии ребенок мог сразу узнавать эту эмоцию не только в себе, но и в окружающих.
Фото №4
«Кубик эмоций» Дидактическая игра в виде кубика, на гранях которого изображены смайлики-символы настроения : спокойное, грустное, радостное, веселое, злое, удивленное. Так же как и предыдущие игры, данная игра расширяет представление о различных эмоциональных состояниях человека, формирует умение распознавать эмоции по схематическому изображению, соотносить схематическое и реальное изображение эмоций. Вариантов тоже может быть множество:
1. «Покажи настроение» - дети по очереди бросают кубик и показывают эмоцию, которая изображена на выпавшей стороне.
2. «Угадай настроение»- один ребенок изображает в жестах и мимике эмоцию на кубике, а другие дети угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.
3. «Мое настроение»- по очереди вспоминаем и рассказываем ситуации из жизни, когда испытывали те же эмоции, что и на кубике.
4. «Какое настроение» подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции и придумываем с ними предложения. Эта игра сложнее предыдущих вариаций, поэтому предназначена для старшего дошкольного возраста.
Фото № 5
«Дом чувств и эмоций» - дидактическая игра в виде многоквартирного домика, за дверками которых живут жильцы, у которых разное эмоциональное состояние. Открыв дверки, дети могут определить то или иное настроение, предположить по какой причине данный жилец домика находится в таком состоянии, оказать ему помощь, по необходимости; за какими дверями живут похожие эмоции и пр. варианты. Данная игра очень интересна детям, так как создает ощущение таинственности, неизведанности за закрытыми дверями. Ребята с удовольствием в нее играют и фантазируют.
Фото № 6, 7
Развитие эмоционального интеллекта ребенка, имеет огромное значение для того, чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладал установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми, участвовал в совместных играх, умел договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, уметь конструктивно разрешать конфликты и находить выход из сложных ситуаций.