Приложение МААМ

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Елена Ивлиева
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙК раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости мы подходим через рассмотрение понятийэмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие. Эмоциональная сфераребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики [25].Эмоциональная отзывчивость—это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний [25].Эмоциональная отзывчивость дошкольниковпонимается нами в первую очередь как:—умение откликаться на события, явления окружающей действительности;—способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;—эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа. JI. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей —одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются „центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка»[8]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста [32].Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, разработанная Н. Ежовой на основе работ отечественных психологов и педагогов. Автор утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста» размещена в разделах

2проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому могут, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой —акцентирование педагогического процессана выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим [11].Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:—собственно-эмоциональное развитие;—опосредованно-эмоциональное развитие. Собственно-эмоциональное развитие—это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии и формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, словаря эмоциональной лексики. Опосредованно-эмоциональное развитие—это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работыи должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагированияна те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиямидля этогоявляются следующие. 1. Формирование ценностных представлений:—нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);—интеллектуальных (истина, знание, творчество);—эстетических (красота, гармония);—социальных (семья, этнос, Отечество);—валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);—материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда).2. Использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания [32].В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми,а также факторы обучаемости и развития эмо-циональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенкав значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций,которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешностьего взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми —взрослыми и детьми. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и

3деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоот-ношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребенка. Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. Результаты исследований показывают, что дошкольник не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности в контактах с ровесниками оказывается как бы выше. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье, утверждает А. Д. Кошелева. В условиях семьи складываются присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, от-ношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. Полный и разносторонний опыт складывается у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимают человек и отношение к нему. Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым, когда у родителей разные представления о воспитании ребенка. Взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости [16].В воспитании и развитии эмоциональной отзывчивости важную роль играют правильно организованный воспитательный процесс, создание специальных условий (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, JI. А. Абрамян). Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувств и знаний эмоциональной отзывчивости зависит от компонентов детской деятельности, ее мотивов и целей. Например, изменение эмоциональных переживаний в связи с формированием у детей простейших социальных мотивов трудовой деятельности, заключающихся в стремлении сделать что-то нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих людей, взрослых и сверстников. В формировании

4стремления сделать что-то полезное, необходимое не только для себя важнуюроль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Современное общество способствует развитию квазиэмпатийного поведения, так как содержит в себе противоречие индивидуальных и социальных ценностей, которое ребенок воспринимает через взаимоотношения взрослых и детей вокруг себя, через социальные и моральные стереотипы (JI. Мерфи). Мир взрослых не дает ребенку ощущения безопасности, подавляя его социальныепотребности и стимулируя к агрессивному поведению. Тенденция к эмпатийному поведению искажается. Ребенок маскирует свои агрессивные тенденции квазиальтруизмом (нападает на кого-то из детей, делает вид, что защищает его). Проецированная тревожность тоже может искажать проявления эмпатийного поведения, так как дети приписывают другим свой дискомфорт. Эмпатийное поведение проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия и тепла. Процесс интериоризации(«переноса внутрь», «присвоения») социальных требований, нравственных норм и правил поведения весьма сложен. Важнейшую роль в этом процессе играет авторитетный для ребенка взрослый. Характер его взаимоотношений с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку не только эталон способов действия, но и учат определенному эмоциональному отношению к людям, служат образцом для аффективного подражания. Если взрослый на словахпытается объяснить ребенку, что обижать маленьких плохо, и при этом его аргументы не подкреплены эмоциональными переживаниями (сочувствие, жалость и т. д., или эти переживания неадекватны словам (злость, агрессия, раздражение, вряд ли ребенок услышит и тем более правильно поймет, о чем именно идет речь и насколько это важно для его будущей жизни [15].Влияние образца эмоционально-личностного отношения взрослого к социальным событиям и объектам на мотивационно-эмоциональную сферу личности ребенка возрастает, если взрослый не просто демонстрирует егопассивно созерцающему ребенку, а организует в соответствии с образцом детскую деятельность. Она должна быть направлена на достижение положительных результатов для окружающих, реализацию гуманного отношения к людям, оказание помощи сверстникам и взрослым. Важно не просто научить жалеть, важно научить активно заботиться о других, замечать, что кто-то нуждается в помощи и поддержке, и оказывать ее. Особенно важное значение для формирования просоциальных мотивов и эмоциональной отзывчивости у детей имеет такой стиль руководства взрослого, при котором ребенок становится полноценным участником совместной деятельности, получает возможность проявить известную инициативу и самостоятельность в достижении общей цели. Подводя итог сказанному, можно увидеть определенную последовательность формирования социальных эмоций у детей. При соблюдении описанных выше условий ребенок, подражая взрослому, первоначально чисто внешне, практически взаимодействует с окружающими, реализует те формы поведения, которые культивируются и санкционируются обществом. На этой основе у детей постепенно вырабатывается внутреннее эмоционально-чувственное отношение к людям, зарождаются эмпатийные переживания. Они играют важную роль в

5дальнейшем развитии просоциальныхмотивов поведения. Так приобретается практический нравственный опыт, который впоследствии становится основным источником чувств ребенка, и только этот опыт может придать его эмоциональным предвосхищениям истинное просоциальное содержание и действительную силу, побуждающую ребенка к осмысленному нравственному поступку. Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необхо-димое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, дети ждут от взрослого непосредственного участияво всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми. По мере развития личности у ребенка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки —важнейший источник формирования нравственных чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 19:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивлиева (УИ 1876747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД