Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Из опыта работы

Галия Курмакаева
Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Из опыта работы

В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. В младшем возрасте я опиралась на психологические особенности детей. Дети в процессе своих действий думают о той цели, к которой стремятся, а не о средствах достижения. (Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути, ребёнок думает об игрушке, а не о правах и переживаниях другого). Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий оформила уголок театрализованной деятельности. Разыгрывала перед детьми сценки в которых воспроизводились отрицательные действия ребёнка. Участники сценок разные игрушки (куклы, мишки, зайцы). Участники конфликта, как правило узнают ситуацию. При этом они получали возможность увидеть себя “со стороны”. Это побуждало ребёнка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет. Продолжая опираться на психологическую особенность предлагала детям вообразить себя кем-то другим, т. е. ребёнок оценивал ситуацию не только со своей точки зрения, но и точки зрения этого “другого”. Он понимал, кто страдает от его действий. Использовала в работе игры-инсценировки : “Кукла Катя пошла в гости”, чтение художественной литературы, путешествие в сказку. О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. практика собственной театральной деятельности, способствуют формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики, умению перевоплощаться, соединять речь с движением, вести диалог по ролям и т. д. Театрализованная деятельность благоприятствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, формированию доброжелательного отношения к ровесникам, исправлению поведения ребенка; повышает его уверенности в себя, помогает испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах

Есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков. Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика «Рисунок семьи» и опросник «Родительское отношение к ребенку». В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

Другая проблема, с которой я столкнулась – дети испытывали трудности в общении, страдали излишней тревожностью. Поставила перед собой цель, обеспечить психологический климат для каждого ребёнка. Оформила “Уголок настроения”. Если ребёнок начал свой день с выбора серого цвета, предлагала ребёнку театрализованную деятельность или нарисовать какой-то рисунок в “Альбоме настроения”, т. е. ребёнку предоставлялась возможность для самовыражения. А так же провела цикл занятий “Мое настроение”. Благодаря чему у детей снизилась тревожность, дети стали более общительны, контактны со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте продолжала наблюдать за эмоциональным состоянием детей, дифференцировала для себя программный материал.

Т. е в старшем дошкольном возрасте продолжала работу по психо-эмоциональному состоянию детей. Старалась поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничества, стремилась, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравится, а со всеми детьми.

С детьми проводила беседы по содержанию художественных произведений, театрализованная деятельность с кукольными персонажами, игры на сотрудничество.

Во время недели психологии для родителей организовывала выставки детских работ. Из рисунков делала выводы: каковы взаимоотношения в семье, выделяется ли кто из членов семьи. Приятно было отмечать многие из детей в портрет включали бабушек.

Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т. е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Из опыта работы
Опубликовано: 20 мая 2021 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД