Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы

Кристина Вершинина
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда детского сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, с учетом способностей и интересов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, учитывались принципы ее построения:

• Принцип дистанции;

• Принцип активности, самостоятельности и творчества;

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая, друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: играми, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т. п.);

• Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

• Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональные, т. е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой);

• Принцип вариативности;

• Принцип стабильности - динамичности (предметно - развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года);

• Принцип открытости - закрытости (развивающая среда построена таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

• Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, уголок изодеятельности, кубанский уголок, познавательно-речевой и книжный уголок, природный уголок, уголок сюжетно-ролевых и дидактических игр, театральный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и приемная.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, схемы, модели, плакаты). В группах имеются технические средства обучения: музыкальные центры.

Уголок изодеятельности: помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, трафареты, которые постоянно дополняются. В уголке изодеятельности вниманию детей предложены книги из серии «Я учусь рисовать», «Искусство оригами», «Я учусь лепить», дидактические игры.

Кубанский уголок: представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, Мостовского района, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа. Благодаря усилиям педагогов созданы игротеки, в которых представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Уголок природы представляет собой зону экспериментирования, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются лейками для полива, тряпочками для протирания листьев, палочками для взрыхления почвы. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. В уголках есть образцы природного материала (шишки, ракушки, камушки, фасоль, горох, кукуруза, пшеница, пшено и т. д.). Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Уголок сюжетно-ролевых и дидактических игр: представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?», на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими головоломками, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», «Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геометрия в ладошках», «Прямоугольники», «Кубики для всех». Детям доступны познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Уголок сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, барабаны, дудочки, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями, иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов.

Музыкальный уголок объединен с театральным уголком, где детям предложены различные виды театров – верховой (плоскостные, перчаточные, настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный, теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; кольцебросы; в двух группах закреплены спортивные комплексы; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни.

Уголок ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности) и ПДД: представлен настольный макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками пешеходов; сюжетными картинками «Спички детям не игрушка!», «Если дома ты один», «Послушные дети - лучшие на свете!»; атрибуты для сюжетных игр и театрализованных представлений.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

В приемных групп созданы уголки для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей, меню. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Во всех приемных групп есть уголки творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в приемных оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», «Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». В приемной группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

Методический кабинет в детском саду – это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы: нормативные документы, педагогическая литература, методическая литература, детская литература, передовой педагогический опыт, парциальные программы педагогов детского сада. Имеется обязательная документация: основная образовательная программа дошкольного образования, годовой план работы детского сада, методическая работа с кадрами, тетрадь протоколов заседаний совета педагогов, журнал поступления и учета литературы, пособий, документация о состоянии учебно-воспитательной работы, журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок. В методическом кабинете собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. В методкабинете по ОБЖ собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, сформирован материал для работы с семьей, по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях. Собраны и постоянно пополняются картотеки игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, игр с песком, водой и ветром и т. д., комплексы гимнастик (утренних, зрительных, пальчиковых, дыхательных и т. д., картотеки прогулок по возрастным группам, сценарии православных праздников, календарных, тематических праздников, спортивных развлечений, досугов и т. д.

В методкабинете имеются разработанные и изготовленные мной авторские дидактические пособия, которые педагоги используют в работе с детьми.

1. Дидактическое пособие "Парные картинки" для детей младшего дошкольного возраста является многофункциональным. Педагоги используют его для ознакомления с окружающим миром: природой, животным и растительным миром, развития речи: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи, закрепления элементарных математических представлений, развития творческих способностей.

2. Дидактическое пособие «Плащ эмоций», занятия с таким дидактическим пособием способствует диагностированию и развитию эмоциональной сферы. Ребенок знакомится с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (радость, злость, удивление, робость, страх, спокойствие, обида, грусть). Игра развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться моделировать свое поведение;

3. Дидактическое пособие «Веселые пуговки» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой. Пособие использовалось в качестве настольной игры и наглядного пособия на занятиях.

4. Для всестороннего развития воспитанников средствами театрально-игровой деятельности мной было изготовлено дидактическое пособие «Настольный конусный театр» предназначенный для детей 4-6 лет. Его можно использовать в совместных играх, в различных видах деятельности, в том числе самостоятельной. Игры с «Настольным конусным театром» радуют детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формирует опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания;

5. Дидактическое пособие «Умный зонтик» предназначено для детей 4-6 лет. Его можно использовать в совместных играх, в различных видах деятельности, в том числе самостоятельной. «Умный зонтик» помогает не только разнообразить предметную среду в группе, но и нетрадиционным способом развивать у детей познавательную и творческую активность, воспитывать дружеские взаимоотношения, развивающие мышление, внимание, воображение.

Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Имеется стенд в помощь аттестующимся педагогам, при подготовке к педагогическому совету, также имеется стенд, в котором периодически размещаю консультации для педагогов в работе с детьми и родителями. Методический кабинет оснащен двумя компьютерами, двумя принтерами со сканером и ксероксом, есть выход в сеть Интернет. Эти приборы используются для размножения повседневных методических материалов, различных трафаретов, схем и моделей для работы с детьми при проведении занятий. Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию образовательной программы в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует и отвечает всем нормам СанПиН и нормам безопасности.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Елена Комарницкая «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета ДОУ Развивающая среда в кабинете организована так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Создавая.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» Созданная в группе предметно-пространственная среда, обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ПДДРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ПДД По традиции в начале нового учебного года в МКДОУ Детский сад 10 прошла «Неделя безопасности». В беседах и играх детьми обсуждались.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинетаРазвивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы
Опубликовано: 8 марта 2018 в 22:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...