Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО

Лоскутова Ольга
Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО

Содержание

Введение___3

I. Концептуальная модель предметно-развивающей среды___5

II. Предметно-развивающая среда в повседневной практике

воспитателя___11

Заключение___15

Список литературы___16

Введение

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогическо-го процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, ком-муникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО» размещена в разделах

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенно-сти в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать

свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-

дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая дея-тельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует разви-тию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и исполь-зование ролей.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:

• Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.

• Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.

• В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно-развивающей среды детского сада.

Предметно-развивающая среда дошкольнику нужна :

• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего разви-тия.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пыт-ливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенно-стями детей.

Предметно-развивающая среда для воспитателя :

_ является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

_ строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

_ служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности де-тей и влияет на воспитательный процесс.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку ор-ганично присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструирова-нию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразные приемы, ме-тоды и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде.

Цель воспитателя: Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

• сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим со-держанием;

• обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при раз-витии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.

Ожидаемые результаты: гармонично развитая, творчески активная личность ре-бенка-дошкольника.

I. Концептуальная модель предметно-развивающей среды.

Модель предметно-развивающей среды отражает ее структуру и содержание в процессе воспитательно-образовательной деятельности, в которой происходит разви-тие ребенка.

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде.

Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индиви-дуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо использо-вать:

- научные положения исследователей в этой области;

- базовые компоненты предметно-развивающей среды; параметры организации вос-питательно-образовательного процесса;

- имеющееся пространство;

- время года;

- предметное и социальное окружение дошкольников.

Модель предметно - развивающей среды учитывает :

• Основные направления деятельности (физической, художественно- эстетической, познавательно-речевой и социальной, обеспечивающих развитие целостной гармо-ничной личности дошкольника.

• Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.

• Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются : тип дошкольного образовательного учреждения, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн-студия, культурные ландшафты).

• Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации обра-зовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7 лет, включающих:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной

педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей

выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодей-ствовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего

материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.

Примерная модель вариативности среды детства

Игровая среда;

• Познавательно-исследовательский центр;

• Безопасность;

• Родной уголок;

• Нравственно-патриотическое воспитание;

• Центр театрализованных игр;

• Центр искусства;

• Детская мини-мастерская.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования че-ловека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту до-школьников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфорта-бельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насы-щенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстети-ческих, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления воспи-тательно-образовательного процесса.

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития.

Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать определенные условия.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать давать возможность дошкольнику за-ниматься самостоятельной деятельностью.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-

ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и

придерживаться правила: «Вместе с детьми!»

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет эле-мента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным.

Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия боль.

Показатели оценки развивающей среды :

• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

• отсутствие конфликтов среди детей;

• наличие продуктов детской деятельности;

• динамика развития ребенка;

• невысокий уровень шума.

При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:

Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного

развития ребенка.

Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление

воспитательно-образовательной деятельности педагогов группы; интересы,

склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные

особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

Ведущие характеристики предметно- развивающей среды в дошкольном учреждении:

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразу-ющее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким обра-зом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружа-ющего мира, т. е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приоб-ретения опыта социальной жизни.

Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское эксперименти-рование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предме-те (объекте).

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развива-ющую функцию.

Для конструирования предметно-развивающей среды в ДОУ использованы

следующие принципы:

• информативности, предусматривающей разнообразие тематики материа-лов

и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным

окружением;

• вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного

учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

• полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех состав-ляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разно-образного использования различных составляющих предметно- развива-ющей среды; педагогической целесообразности, позволяющей преду-смотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благо-получие каждого ребенка;

• трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений пред-метно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на пер-вый план ту или иную функцию организованного пространства.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образова-тельная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности де-тей, посещающих каждую конкретную группу :

• возраст дошкольников,

• уровень их развития,

• склонности, способности, интересы,

• гендерный состав,

• личностные особенности.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учре-ждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная сре-да может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развиваю-щая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно- дизайнерском уровнях.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его поло-жительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными це-лями дошкольного обучения и образования.

Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства). У нас это:

• шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

• пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", ди-ванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

• домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же раз-вертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

• тематический комплекс для разнообразных "поездок" : автобус-каркас с моду-лями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством фор-мирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная раз-вивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, по-нимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе разви-вающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

II. Предметно-развивающая среда в повседневной практике воспитателя.

Практические рекомендации по организации доминантного вида деятельности дошкольника – игры «Жизнь – это игра, а где игра – там другая жизнь».

Организованная игра в детском саду – интересная, полезная, развивающая ум и душу,

укрепляющая здоровье, а главное, приносящая радость, доставляющая удовольствие и ребенку и взрослому.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важней-шему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирова-ния личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется по-требность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка влива-ется живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Известный нидерландский философ, историк, исследователь культуры Й. Хей-зинга в своем фундаментальном труде, посвященном игре, описывал ее

так:

• Игра – всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная

категория человеческого существования (человек все время живет в игре).

Игра как культурный феномен выполняет самые разнообразные функции:

социализирующую, педагогическую, коммуникативную.

• Игра – одна из первичных форм человеческой активности, важнейший

элемент. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем

культурного и общественного развития, социальных, политических,

идеологических ориентации.

• Игра и общественная жизнь тесно взаимосвязаны, и в прямой взаимосвязи

между характером господствующих игр и социально-экономическими

структурами. Например, игра в шахматы характерна для обществ с развитой

коммерцией.

• Игра является формой проведения досуга, институтом творчества, служит

самореализации личности и общению. Неудивительно, что игра - это

своеобразная отдушина, предоставляемая обществом своим членам для выхода

энергии.

• Игра является показателем цивилизационного и культурного развития.

Упадок игры – важное свидетельство общественного неблагополучия. Он

говорит либо о тяжести материальных забот, нехватке свободного времени,

суровости быта; либо об утрате культуры досуга, о бездуховности, снижении

творческого импульса в обществе.

• Ребенка без игры представить невозможно. Ребенок не подозревает, что

«вид оружия» с которым он играет, определен уровнем технического развития

общества; роли, исполняемые его куклами, соответствуют социальной формации.

Ребенок был бы безутешно оторван от социума, если бы не было игры, где он

приобретает не только умения и знания, но систему ценностей, навыки общения,

где развиваются механизмы творческого сознания.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

• содержательно-насыщенной,

• полифункциональной,

• трансформируемой,

• вариативной,

• доступной и безопасной.

Преобразовывая предметно-развивающую среду моей группы, опираясь на пред-ложения Н. А. Коротковой, я разделила пространство группы на три части :

1. Рабочая зона;

2. Зона двигательной деятельности;

3. Зона спокойной деятельности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в об-разовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ро-левых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организа-ции сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использо-вания различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской ак-тивности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений пред-метно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной си-туации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и дина-мичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Ширма «Машина» может служить сюжетом для игры позволяет ребенку ограни-чить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хра-нить ширму.

Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модер-низировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструмен-ты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоми-нает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Шир-мы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемости, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т. д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и вообра-жение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовлены игровые поля :

«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно исполь-зовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т. д., в соответствии с игровым за-мыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игруш-ки-самоделки.

«Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в ис-пользовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, до-полнению игровой обстановки по ходу игры.

Заключение

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игро-вой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс совре-менным увлекательным содержанием.

Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способ-ствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка, естественным обра-зом, развивающимся в игровой деятельности.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится осно-вой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего разви-тия каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная раз-вивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, по-нимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе разви-вающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую

среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда : ее роль в

развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37-42.

3. Бородова А. Л. Дидактическая игра как средство развития детей (третий год

жизни). Минск. : «Нар. асвета», 1967.

4. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекоменда-ции по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С. Новоселова. – М. : Просвещение, 2001. – 89 с.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе Презентация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группы. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы на участкеРазвивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы на участке Развивающая предметно-пространственная среда 2 младшей группы на участке в соответствии с ФГОС ДО. Жан-Жак Руссо (философ и педагог) рассматривал.

Развивающая предметно-пространственная среда младшей разновозрастной группыРазвивающая предметно-пространственная среда младшей разновозрастной группы Организация предметно-развивающей среды -непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес»Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес» Внимание, занавес, звонок Вот –театральный уголок. Здесь можно в гнома превратиться И в Бабку-Ёжку нарядиться. Наиболее полное познание.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Лучики»Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Лучики» Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе " Радуга " «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на.

Развивающая предметно-пространственная среда в приемной комнате в первой младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в приемной комнате в первой младшей группе В этом учебном году наши выпускники с радостью пошли в 1 класс, а мы начали знакомство с детьми и родителями первой младшей группы. Детский.

Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе Дети проводят в детском саду очень много времени, поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать индивидуальность каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 13:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД