Лучший педагог года

Речь детей дошкольного возраста

Татьяна Шурупова
Речь детей дошкольного возраста

«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»

Квинтилиан

Речь, чудесный дар природы, и он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы взрослые, должны помочь ребенку заговорить правильно и вовремя. Первыми собеседниками малыша являются члены его семьи мама, папа, дедушки, бабушки, а также братья и сестры. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи.

Публикация «Речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок накапливает значительный словарный запас, овладевает основными элементами грамматических форм родного языка. В среднем к 5-6 годам завершается становление речи, т. е. ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, владеет начальными формами связной речи и грамматического строя речи, позволяющий ему без каких-либо проблем вступать в контакт с людьми. Нужно отметить, что при формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

Умение общаться с людьми, со своими сверстниками — одно из главных условий для нормального личностного и социального развития ребенка. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки в речи, то, следовательно он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть сложности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Очень скоро он почувствует себя неполноценным, станет молчаливым, застенчивым, нерешительным, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Поэтому любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно влияют на его деятельность и поведение, а значит, и на формирование личности в целом.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Рассмотрим этапы формирования звукопроизношения.

Примерно к 2 месяцам у малыша появляется гуление, т. е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). С 3 месяцев у ребенка развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба). Начиная с 6 месяцев малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма).

К году появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.

В возрасте 2 – 4 лет ребенок уже в достаточной мере овладевает речью, но речь ещё недостаточно чиста по звучанию, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. В этом возрасте малыш смягчает свою речь «сюмоцька» (сумочка); не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя или пропуская их. Ребенок в 2 года произносит следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К концу третьего года жизни у ребенка появляются следующие звуки: с’, л’, й, и все гласные. К 4 – 4,5 годам в речи почти исчезает смягчение, появляются шипящие звуки, но они звучат нечисто, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения.

Ребенок 4 – 5 лет овладевает четким и чистым произношением шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Многие начинают верно произносить звуки р, р’, л, но они ещё недостаточно автоматизированы в речи. Словопроизношение детей 4 – 5 лет тоже становится чище, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

К 5 годам ребенок произносит все звуки родного языка правильно и использует их в своей речи.

Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения всего речевого общения и письма детей, поэтому важно устранить имеющие недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Следует обратить внимание взрослых на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать долгую, повторяющую работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи.

Литература:

1. Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно Логопедические упражнения», 2009

2. https://urok.1sept.ru/статьи/568565/

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем»Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем» Задачи: Образовательные: -активизация речевой деятельности детей разнообразными методами и способами; - совершенствовать умение употреблять.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 июля 2020 в 22:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД