Лучший педагог года

Речь и альтернативная коммуникация. Конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные» с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР

Козловская
Речь и альтернативная коммуникация. Конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные» с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимся 6 класса (домашнее обучение). Диагноз: ДЦП (двойная гемиплегия с нарушением ходьбы, статики, самообслуживания). Заключение ПМПК: НОДА, ТМНР, обучение по варианту 6.4 (СИПР).

Тип урока : урок изучения нового материала.

Форма: индивидуальная работа.

Публикация «Речь и альтернативная коммуникация, Конспект урока на тему „Твердые и мягкие согласные“ с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР» размещена в разделах

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цели: познакомить с понятиями «твердые и мягкие» согласные, правилами практического определения твердых и мягких согласных звуков в словах.

Обучающие задачи : научить определять твердые и мягкие согласные звуки на слух в слогах и словах, обозначать цветом буквы, соответствующие твёрдым и мягким звукам при зрительном восприятии слов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; обогащать пассивный словарь, развивать возможности речевой и альтернативной коммуникации, двигательные навыки (доступные манипуляции, альтернативное письмо - печатание, тактильное восприятие;

Воспитательные задачи: воспитывать мотивацию к общению доступными средствами (вербальными и невербальными, положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: ноутбук учителя, презентация, планшет обучающегося, таблички со слогами и словами, плакаты с таблицами букв и звуков, плакат с алфавитом, буквы алфавита (пластмассовые, кубик из ткани и поролона, деревянный кубик.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности, психологический настрой.

- Доброе утро, Ярослав! Как твои дела?

- Хорошо (устный ответ по подражанию учителю).

- Какое у тебя сегодня настроение? Выбери смайлик.

(ученик выбирает смайлик на картинках, соответствующий настроению)

Слайд 1 (смайлик)

- Отлично! Давай улыбнемся так, как улыбается нам этот смайлик!

Слайд 2

- Сейчас урок : «Речь и коммуникация».

Тема. Мягкие и твердые согласные.

Сегодня мы продолжим изучать согласные звуки и буквы. Ты узнаешь, что согласные бывают мягкие и твердые, научишься определять мягкие и твердые согласные звуки в слогах и словах. Потом мы будем выполнять задания и играть на тренажере.

Начинаем заниматься?

- Да (устный ответ и утвердительный кивок головы).

2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

- Давай вспомним то, что мы изучали. Покажи алфавит.

Слайд 3

- (Ученик показывает на плакат с алфавитом перед ним и слайд презентации).

- Алфавит – это буквы, расположенные по порядку.

Сколько букв в алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных?

- (Ученик показывает рукой на плакате числа 33, 10, 21, произносит числа вместе с учителем)

- Покажи твердый и мягкий знаки.

- Вот (ученик проговаривает по подражанию учителю и показывает на плакате мягкий и твердый знаки).

- Вспомним, как согласные делятся на звонкие и глухие.

- Вот буквы алфавита (перед учеником выкладываются рассыпные буквы, разделенные на

группы в пакетиках)

- Покажи гласные буквы (красные по цвету).

Покажи согласные буквы (синие и зеленые по цвету).

- Вот (указательный жест ученика)

- Какие буквы обозначают звонкие согласные звуки? (Звуки, которые мы произносим с голосом)

- Вот (указательный жест на синие буквы).

- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? (Звуки, которые мы произносим шёпотом)

- Вот (указательный жест ученика на зелёные буквы).

- Правильно. Синие – это звонкие согласные. Зелёные – это глухие согласные.

Слайд 4

- Рассмотри таблицу (на слайде).

Назовем вместе парные согласные : б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Назовем непарные согласные : л, м, н, р, й – звонкие; х, ц, ч, щ – глухие.

(Ученик называет звуки вместе с учителем).

- Молодец! Мы вспомнили алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Вспомнили, что согласные делятся на глухие и звонкие. Сегодня ты узнаешь, что согласные звуки могут быть еще твердыми и мягкими, и почему согласная буква может превращаться в твердый звук или в мягкий.

3. Ознакомление с новым материалом.

3.1. Слайд 5

- Тема нашего урока «Мягкие и твёрдые согласные».

Как ты понимаешь слова «мягкие» и «твёрдые»?

Возьми в руку кубики, ощупай. Какой кубик мягкий? Какой кубик твёрдый?

(Ученик с помощью учителя ощупывает мягкий кубик из поролона и твёрдый кубик из дерева).

- Это твёрдый. Это мягкий. (Ученик проговаривает по подражанию вслед за учителем.)

- Послушай стихотворение. Посмотри на картинки на слайде.

Слайд 6

Мягкий хлеб и мягкий снег.

Мягкий пух и мягкий мех.

Ну а звуки, не пойму,

Как размякли? Почему?

Все потрогать, все проверить

Я могу в своем портфеле.

Только не могу понять,

Как мне звуки различать.

3.2. - Как же различать мягкие и твёрдые согласные звуки?

Посмотри на картинки. Послушай внимательно слова: мишка-мышка; бусы-гуси.

Какую букву нужно вставить ы или и?

Дай мне нужную букву. (Перед учеником таблички со словами с пропущенными гласными)

М_шка – м_шка. Бус_ - гус_ .

В слове мышка звук м звучит твёрдо. В слове мишка [м’] – звучит мягко.

Мы-ми. Буква м – обозначает два звука [м] и [м’]

В слове бусы звук с звучит твёрдо, в слове гуси звук [с’] звучит мягко. Сы-си.

Буква с – обозначает два звука [с] и [с’].

3.3. - Еще раз рассмотрим таблицу (на плакате). Большинство согласных звуков могут

обозначать два звука: мягкий и твёрдый (твердый обозначен синим цветом, мягкий

зелёным).

Назовем вместе парные по мягкости-твёрдости звуки : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [г]-[г’], [к]-[к’], [д]-[д’], [з]-[з’], [с]-[с’], [л]-[л’], [м]-[м’], [х]-[х’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’].

Не имеют пары звуки: [ж], [ш], [ц] – они всегда твёрдые; [й’]- [ч’]- [щ’] – они всегда мягкие.

3.4. - Как определить мягкий или твёрдый согласный звук в словах?

Слайд 7 Запомни правила! (Чтение правил на слайдах вместе с учителем).

Согласные звуки твёрдые, если после них стоят гласные А, О, У, Ы, Э.

Слайд 8 Согласные звуки мягкие, если после них стоят гласные И, Я, Е, Ё, Ю или Ь.

Слайд 9 Всегда твё рдые звуки: Ж, Ш, Ц.

Слайд 10 Всегда мягкие звуки : Й, Ч, Щ.

4. Физкультминутка.

Музыкальная пауза (ритмичные движения под любимую музыку на планшете по выбору обучающегося).

- Включи твою любимую музыку. Будем танцевать.

5. Первичное осмысление и закрепление изучаемого материала.

5.1. Слайд 11

- К нам пришли гости из мультфильма. Прочитай их имена.

- Маша. Миша. (самостоятельное чтение).

- В слове Маша звук м – твердый согласный или мягкий? (Покажи нужный кубик).

В слове Миша звуки м – твердый или мягкий? (Покажи нужный кубик).

(Перед обучающимся выкладываются таблички Маша, Миша и карточки со слогами: МА,

МО, МУ, МЭ, МЫ, МИ, МЯ, МЮ, МЁ, МЬ).

- Разложи слоги со звуками [м], [м’]. Маше и Мише.

Маше – слоги с твёрдым звуком [м], а Мише с мягким звуком [м’].

Прочитай слоги парами: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме (чтение с помощью учителя).

- Напечатай на планшете имя мамы и моё имя (Таня, Наталья).

Определим, какие согласные звуки – твердые, а какие – мягкие.

Таня (т- твердый, н – мягкий); Наталья (Н- твердый, т – твердый, л – мягкий).

5.2. Слайд 12

- Открой на планшете по ссылке (в сообщениях Вайбера) https://kid-mama.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/ онлайн игру-тренажер «Твердые и мягкие согласные». Еще раз назовем правила. Будем играть. Обозначь красным цветом гласные буквы, синим цветом твёрдые согласные, зелёным цветом – мягкие согласные.

6. Домашнее задание.

Зайти по ссылке (в сообщениях Вайбера) https://kid-mama.ru/mjagkie-i-tvjordye-soglasnye-onlajn-igra/

Играть в онлайн игру по русскому языку «Мягкие и твердые согласные буквы в словах»

(с опорой на плакаты с правилами).

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Урок подошел к концу. Ты сегодня узнал, как делятся согласные на твёрдые и мягкие; перед какими гласными согласные звуки становятся твёрдыми, а перед какими – мягкими; зачем нужен мягкий знак после согласных букв. Тебе всё было понятно?

- Да (утвердительный кивок головой).

- Ты хорошо сегодня занимался? Как ты считаешь?

- Да.

Слайды 13, 14 (смайлики)

- Молодец! Оценка – отлично!

Урок окончен. Пока!

- Пока!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М’]. Мягкие и твёрдые согласные» в старшей группе Цель: изучение звука [М’]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Различаем твердые и мягкие согласные. Что любит Нуна, а что любит Нюня» Задачи: • уточнение понятий «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки; • закрепление навыка выделения начального согласного звука в словах и.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Твёрдые и мягкие согласные» Задачи: • формирование представлений о твёрдых согласных звуках; • развитие навыка правильного произношения и обозначения твёрдых согласных;.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?» Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег,.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока по технологии для 1 класса «Работа с бумагой в технике торцевания «Гриб-Мухомор» План конспекта урока по технологии для 1 класса. Фаркова Ю. Е. Тема: Работа с бумагой. В технике торцевания «Гриб-Мухомор» Тип урока: урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь и альтернативная коммуникация. Конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные» с обучающимся 6 класса с НОДА, ТМНР
Опубликовано: 12 января 2022 в 22:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД