Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

Светлана Комарова
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

младший возраст

Содержание:

1. Упражнение на дыхание

2. Упражнение на слуховое внимание

3. Речевая сила голоса

4. Развитие артикуляционного аппарата

5. Произнесение потешек, скороговорок, чистоговорок, загадок.

6. Хоровод

7. Упражнение на координацию речи с движением.

Октябрь

1 – 2 НЕДЕЛЯ «А»

1. Упр. «Бегемотики» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить упражнение 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом раскроем рот – отдыхает бегемот.

2. Упр. «Детки спят» Вдох и выдох носом.

3. Упр. «Листья»:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на ципочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо и влево)

Будто опять закружится хотят (поднимаются, кружатся)

4. Упр. «Где позвонили?» (глаза открыты, показать направление рукой)

5. Упр. «Покачай куклу Таню, она плачет (а-аа)» (тихо, громко).

6. Упр. «Аня потеряла маму в лесу, кричит «Ау». Все позовём Аню «Ау, Ау – у!»

7. Игра «Каравай».

3 – 4 НЕДЕЛЯ «У»

1. Упр. «Змея» (улыбнуться рот открыть, высунуть язычок изо рта, затем спрятать). Повторить 3 -4 раза.

2. Упр. «Чем пахнет?» (Вдох носом - выдох ртом)

3. Упр. «Что ты слышишь?» (озвученные предметы за ширмой)

4. Упр. «Паровоз гудит» - У-У-У (громко);

«Мальчик плачет» -УУУУ (медленно, тихо)

«Голубь воркует» У-У-У-У-У (короткие, отрывистые звуки)

«Воле воет» УУУУУУУУУ (грозно протяжно)

5. Дети спрятались, а Оля ищет «Ау!». Все зовут Олю «Ау!»

6. Игра «Зайка серенький сидит».

Ноябрь

1 – 2 НЕДЕЛЯ «О» «И»

1. Вдох носом - выдох ртом (бегали и устали).

2. Игра «Кто позвал?» Взрослый подражая крику животных

росит угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это.

3. У мальчика болят зубы. Как он стонет? «О-О-О»

(тихо – громко).

4. Упр. «Лошадка ржёт». Чья лошадка ржёт дольше? «И-И-И-

И» (Колина? Сашина? Ксюшина?)

5. Чистоговорка «Ко-ко-ко, не ходите далеко».

6. Игра «Эхо» (Две подгруппы. Одна – произносит слово,

другая воспроизводит его. Слова с согласными звуками [аист, Аня, Инна, аптека, азбука].

3 - 4 НЕДЕЛЯ «Э»

1. Вдох и выдох ртом (позеваем)

2. Игра «Телёнок»

Бу-Бу (два прыжка)

Я рогатый. («Рожки»из пальчиков на голове)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я хвостатый. («Хвостик»из руки- за спину)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я ушастый. («Ушки»из ладошек - на голову)

Бу-бу, (Два прыжка)

Очень страшный. («Рожки» на голове, бодаются)

Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, забодаю.

3. Игра «Эхо» (воспитатель называет гласные поочерёдно:А У

О И Э, а дети хором повторяют тихо (на условный знак рукой

воспитателя- громко (рука вверху, тихо (рука внизу).

4. «Узнай, что я сказала (вос-ль без голоса показывает

артикуляцию звуков А,О,У,И,Э, затем дети воспроизводят.

5. Чистоговорка «Мылом Мила куклу мыла»

6. Игра «Пузырь».

Декабрь

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Б» «П»

1. Упр. «Кормление птенцов» (Дети – птички сидят открыв рот. Вос-ль «кормит»).

2. Упр. «Чем пахнет?» (глубокий вдох носом).

3. Упр. «Помощники»:

Раз, два,три, четыре. (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (опять трут, ладошка о ладошку)

Только чашку мы разбили. (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали. (сжимаю и разжимают кулачки)

4. Упр. «Кто кричит?» (овечка бе-е, баран бэ-э-э, автомобиль би-би-би, цыплята пи-пи-пи, барабан бум-бум-бум).

5. Упр. «Говорим тихо, громко» (на условный знак рукой вос-ля – громко (рука в верху, тихо (рука внизу)

6. Чистоговорки: «Уп-уп-уп, мама варит суп»

«Бы-бы-бы, идёт дым из трубы».

7. Игра «Паровоз» (выбирается ребёнок. Все произнося «Паровоз пускает пар, топку топит кочегар». Ребёнок едет и произносит «пф, пф,пф»).

3 – 4 НЕДЕЛЯ «В» «Ф»

1. Упр. «Кто умеет улыбаться?» (обнажать сжатые зубы).

2. Упр. «Подуем на снежинку» (имитация или положить на ладошку маленький кусочек от салфетки).

3. Упр. «Лает собачка» (громко – большая «аф-аф-аф», тихо – маленькая «гав-гав-гав», медленно, быстро, высоко, низко).

4. Игра «Угадай, что я сказала?» (вос-ль негромко, затем шёпотом произносит слова – дети повторяют. Во-ва, Фе-дя,фи-лин, Ва-ся, Фе-ня, ва-та, и-ва, тык-ва).

5. Чистоговорки: «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф»,

«Ва-ва-ва – у Вани есть сова».

6. Хоровод «Водит Ваня».

Январь

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Т» «Д»

1. Упр. «Шарики» (надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

2. Упр. «Ароматный цветок» (сделать глубокий вдох, сказать «Ах, как пахнет» - выдох).

3. Упр. «Гномики - прачки»:

Жили-были в домике

Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (правой рукой загибают пальчики левой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают пальчики на левой руке)

Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

Токт – рубашки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был, всем водичку носил.

4. Игра «В гости» (ребёнок стучит и произносит «тук, тук, тук». Другой отвечает «да, да». Вос-ль стучит, отвечают все дети.)

5. Упр. «Идут часы – тик, так» (тихо, громко, медленно, быстро)

6. Игра «Оркестр» (играет один ребёнок на дудочке»Ду-ду-ду», затем по подгруппам).

3 -4 НЕДЕЛЯ «М» «Н»

1. Упр. «Покажи верхние зубы, спрячь»

2. Упр. «Надуть пузырь» (имитация)

3. Упр. «Кто позвал Мишку?» (у ребёнка игрушка, он отворачивается, кто либо из детей зовет «Мишка». Ребенок должен отгадать, кто позвал).

4. Игра «Мамы и детки» (мяу, му-у, аф-аф, бе-е, ко -ко, высота звучания.

5. Игра «Заводные игрушки» (дети стоят друг за другом. Хозяин «зоводит» игрушку лошадку «хр-хр-хр», потом едет, произнося «но – но - но»).

6. Чистоговорка «Ан – ан – ан – папа чинит кран» (тихо,громко, быстро, медленно)

Февраль

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Г» «К»

1. Упр. «Поиграй на губках пальчиками».

2. Упр. «Надуем шарик» (имитация) маленький, побольше, большой.

3. Упр. «Снегири»:

Вот на ветках, посмотри, (по 4хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)

Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки- частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) .

Головой вертят, (по 2 поворота на каждую строку)

улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе,

За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями).

4. Упр. «Кукушка созывает деток» (высота и сила голоса, детки в одном конце комнаты,кукушка в другом и зовёт (тихо, громче, очень громко): «Ку - ку». Дети отзываются. Кукушка меняет место.

5. Чистоговорки: «Гуляют гуси на горе», «Куры квохчут во дворе» (тихо, громко, медленно, быстро, чётко).

6. Повижная игра «Гуси, гуси…»

3 -4 НЕДЕЛЯ «Х» «Ы»

1. Упр. «Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять», вернуться в исходное положение). Выполнить 4-5 раз.

2. Упр. «Дует ветер» (слабый, сильнее, сильный).

3. Упр. «Повтори, что я сказала» (вос-ль называет слова со звуками «х» и «ы», названный ребёнок повторяет (двое детей, вся группа и т. д.). Дым, холм, сыр, мышь, пастух, мыло, сын, пыль, халат.

4. Чистоговорка: «Муха – горюха села на ухо».

5. Игра «Поезд» (пыхтит – пых, пых, пых; идёт – пух, пух, пух; замедляет,ход – пыф, пыф, пыф).

Март

1 – 2 НЕДЕЛЯ «С» «З»

1. Упр. «Подуй на воздушный шарик» (имитация).

2. Упр. «Где позвонили комарики» (два ребёнка, взявшись за руки «звенят» «З-З-З-», остальные дети отгадывают где).

3. Упр. «Мячик»:

Раз, два, прыгай мячик, (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу).

Раз, два и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

4. Упр. «Комар далеко летит з-з-з-з-з», долго, тихо. Подлетел ближе, стал громче з-з-з-з-з, совсем рядом з-з-з-з-з. Замахали руками, прогоняем комара, стал комар улетать (в обратном порядке).

5. Упр. «полакайте как кот, собака, котёнок».

6. Чистоговорки: «Са-са-са – бегает лиса», «За-за-за – вот идёт коза».

7. Стихотворении «Гуси»:

Старый дедушка Евсей ан лугу пасет гусей.

Гуси белые как снег, лапы красные у всех.

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ц»

1. Упр. «Слон набирает водичку» (вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом, повторить 4 – 5раз.

2. Упр. «Подуй на мыльные пузыри», игра «Пузырь».

3. Игра «Кто это?», ребёнок за ширмой звукоподражает животным, птицам (кошке «мяу», собаке «аф-аф», птицам «чик-чирик», лошади «и-и-и-го-го» и т. д.) – дети отгадывают, кто там.

4. Упр. «Лошадка идёт далеко, цокает копытцами» - дети выполняют также, как с комаром (см. выше).

5. Упр. «Позовите цыпляток зернышки клевать – цып, цып,цып» (тихо, громче, совсем громче)

6. Чистоговорка «Бегают курицы прямо на улице».

Апрель

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Й»

1. Упр. «Подуй на одуванчик» (длительно).

2. Игра «Где позвонили в колокольчик?».

3. Подвижная игра «Лошадка»:

Я люблю свою лошадку, поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине и хвостику.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колен.

4. Упр. «Ослик кричит – И-а, и-а» (близко, дальше, далеко).

5. Упр. «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю и нижнюю губу).

6. Чистоговорка «Чище мойся, воды не бойся» (чётко, медленно, быстро).

7. Игра «Пчелиный рой» (2 подгруппы, пчёлы идут говорят: «Вот летит пчелиный рой, убегайте дети!»; вторая отвечает: «Ой, ой, ой!» и убегают.)

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ю» «Я»

1. Упр. «Улыбка», «Трубочка», чередование.

2. Упр. «Подуй на ладошку» (У Зины замёрзли руки-слабо, сильнее, сильно). Повт. 3 – 4 раза

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – «Ю», «Я», тише, громче.

4. Чистоговорка «Я-я-я поймай воробья»,

«Ю-ю-ю я песенку пою».

5. Игра «Каравай» .

Май

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Е»

1. Упр. «Бегемотики» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуться в исходное положение). Повтор 3 раза

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки, а я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

2. Упр. «Подуй на большой пальчик» (У Тани болит, у Коли болит…. с усилием).

3. Пальчиковая гимнастика «Алёнка - Малёнка»:

Алёнка – Малёнка, шустра и быстра: (хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Сарафан дошила, носок довязала,

Ягод насобирала, песню допела.

Везде поспела, в охотку ей дело. (повтор с первых строк)

4. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Е-е-е» (тише, громче).

5. Игра «Отгадай, кто позвал» (один ребёнок звукоподражает козлёнку «Ме-е-е» или ягнёнку «Бе-е-е», а другой отгадывает).

6. Скороговорка «Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб». (медленно, быстро).

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Е» «Ё»

1. Упр. «Часики» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Для облегчения упражнения можно поставить пальчики на левый и правый угол рта).

2. Упр. «Гармошка»: и. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 1-2 сек. Выдох через рот.

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Ё-ё-ё» (тише, громче).

4. Упр. «Постучите, как я» (вос-ль простукивает ритм ладошками по коленям, дети повторяют):

а) О О; д) О о О;

б) О о о; е) о о о О О;

в) О О о о; ж) О о о О.

г) О О О;

(большой круг – длинный звук, маленький круг - короткий)

Публикации по теме:

Развлечение «В стране здоровья» (младший дошкольный возраст) В стране здоровья Развлечение Младший дошкольный возраст. Цель. Вызвать потребность в ежедневной двигательной активности, к занятием физкультурой.

Цикл наблюдений за золотой рыбкой (младший дошкольный возраст) ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ (младшая группа). Наблюдение № 1. «Кто живет в аквариуме». Цели: познакомить с аквариумной рыбкой; сообщить.

Дидактическая игра «Бусы» (младший дошкольный возраст).Дидактическая игра «Бусы» (младший дошкольный возраст). Дидактическая игра "Бусы"(младший дошкольный возраст). - А сейчас мы поиграем с кругом и квадратом вместе и сделаем с их помощью красивые.

Досуг с родителями и детьми «Шарики для клоуна» (младший возраст)Досуг с родителями и детьми «Шарики для клоуна» (младший возраст) Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования; развивать.

Фотоотчёт о прогулке «Вот и осень пришла!» (младший дошкольный возраст)Фотоотчёт о прогулке «Вот и осень пришла!» (младший дошкольный возраст) .

Конспект НОД «Путешествие в зоопарк» (младший дошкольный возраст) Конспект интегрированного НОД по развитию речи и лепке во второй младшей группе «Путешествие в зоопарк» Задачи: 1. Развивающая: развивать.

Пальчиковый театр «Репка» (младший дошкольный возраст)Пальчиковый театр «Репка» (младший дошкольный возраст) Пальчиковый театр. «Репка». (младший дошкольный возраст) Цель: Создание условий для активизации творческого мышления детей. Задачи:.

Проект «Скоро Новый год!» (младший дошкольный возраст) «Скоро Новый год!» Новогодние праздники — это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением.

Театрализованная деятельность по сказке «Теремок» младший дошкольный возраст Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные.

Конспект занятия «День Спасибо» (младший дошкольный возраст)Конспект занятия «День Спасибо» (младший дошкольный возраст) Тема «День Спасибо» Цель: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми; развивать связную речь, вспомнить и активизировать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 20:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России:...
Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм и...
Театрализованное представление для учащихся среднего и старшего школьного возраста...
« Мы хотим жить! » ( театрализованное представление для учащихся среднего и старшего возраста) Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Отгадайте,...
Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов
Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете здесь важна...
Причины неуспеваемости школьников
Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает...
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста...
Экологический праздник для старшего дошкольного возраста «Царица - Водица» Цели и задачи: Формировать у детей представление о воде, как жизненно...