МААМ-картинки

Речевая культура педагога

ольга семерюк
Речевая культура педагога

«Где и когда говоришь» - это уместность речи, т. е. знание стилей и типов речи. Уместность речи педагога предполагает прежде всего обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

Публикация «Речевая культура педагога» размещена в разделах

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

• копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

К речи педагогов предъявляются определенные требования: правильность, точность, логичность изложения, чистота, выразительность, богатство выражения, уместность, ясность.

Вот простейшая формула культуры речи :

Думай, кому говоришь.

Что говоришь.

Как говоришь.

Где говоришь.

Когда говоришь.

«Кому говоришь» - это ясность или доступность речи для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.

«Что говоришь» - это точность словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

«Как говоришь» -это правильность, т. е. соблюдение норм русского литературного языка.

Выразительностью речи - Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

Чистота речи - это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Подготовила:

Учитель – логопед

Семерюк О. А.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная речевая среда в подготовительной группе в соответствии ФГОС .

Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота»Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Образовательная область: речевое развитие Для детей 5-6 лет В комплекте: 2 домика.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группеКоммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.

Настольно-речевая игра «Замри на месте» с использованием инструмента «Зоркое око» по теме «Натюрморт»Настольно-речевая игра «Замри на месте» с использованием инструмента «Зоркое око» по теме «Натюрморт» Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми - рассматривание картины.

Организованная речевая деятельность для детей старшей логопедической группы «Поможем Золушке»Организованная речевая деятельность для детей старшей логопедической группы «Поможем Золушке» Программные задачи: Коррекционно – образовательные. Обобщить знания детей по лексическим темам: «Продукты питания», «Посуда», «Сказки».

Познавательно-речевая викторина ко Дню защитника Отечества (подготовительная группа)Познавательно-речевая викторина ко Дню защитника Отечества (подготовительная группа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о празднике День Защитника Отечества. Задачи: - Формирование духовно-нравственного отношения.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Учебный центр «Речевая полянка»Учебный центр «Речевая полянка» Учебный центр кабинета мы назвали «Речевая полянка». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в проведении занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая культура педагога
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 20:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД