Ожогина Светлана
Речевое развитие старших дошкольников: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе. Что же должен уметь ребенок при поступлению в школу? А это:
- самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использовать все части речи, строить распространенные предложения;
- иметь достаточный словарный запас (который не обходим в первую очередь для понимания речи)
Публикация «Речевое развитие старших дошкольников: проблемы и пути решения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- пересказывать литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- выполнять речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- отражать в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
А что мы имеем по факту? Каково же состояние развития речи на современном этапе?
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Типичные проблемы развития речи дошкольника :
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
- Неспособность построить монолог:сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.
Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами «закрепощают речевое развитие своего ребенка» и сами не замечают этого. Что это значит?
Гиперопека. Вот ребенок родился. И все над ним «трясутся». Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками, это все хорошо, но при всем этом они не дают ребенку развиваться, тормозят тем самым развитие. Предугадывают желания малыша, но при этом не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.
Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата. Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Подобные действия приводят к речевому замыканию –а в дальнейшем к задержке речи.
Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы. Отсюда неправильный прикус и т. д.
В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно, как можно больше общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем в современном мире и детям необходимы современные игрушки. Телефон и соска. Это же удобно. В общем таких проблем очень много. И все они зарождаются в семье.
Но вот ребенок поступил в детский сад. И всю ответственность в частности за речевое развитие родители перекладывают на педагога.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. На слайде представлены речевые нарушения.
Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи
I уровень речевого развития – речь непонятна для окружающих. Для общения дети широко использую мимику и жесты. Фраза состоит из лепетных элементов.
II уровень речевого развития - речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется. При этом отмечаются грубые ошибки, большое количество несформированных звуков).
III уровень речевого развития - характеризуется наличием развернутой фразовой речи. Наблюдаются множественные аграмматизмы. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.
Характеристика воспитанников : у 33 детей дизартрия. Здесь требуется более глубокая системная работа. Которая включает в себя, тесное взаимодействие: логопед-родители-невролог, инструктор по физо, воспитатели, муз. руководитель.
Но при дизартрии первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов корректирует некоторые неврологические симптомы, а именно, может убрать мышечный спазм, устранить гиперкинезы мимических и язычных мышц, что положительно повлияет на коррекцию речи. Без этого выстроить логопедическую коррекционную работу практически невозможно. + необходим логопедический массаж.
Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.
И здесь начинаются ряд проблем :
1. поздно обратились за помощью («папа у нас тоже поздно заговорил»)
2. попали на некомпетентного специалиста (нам невролог сказал, заговорит, сейчас все дети начинают говорить поздно)
3. непринятие диагноза (когда комиссия ставит диагноз по факту, а родители упрашивают, чтоб не прописывали диагноз, идут на поводу у родителей.
4. невыполнение рекомендаций (выполнение и отработка дом. заданий, посещение невролога, логопедический массаж)
Но к сожалению, лишь малая часть родителей прибегают к доп. помощи, а это безусловно влияет, на качество коррекции речи.
И не обойтись конечно без проблемы которые влияют на качество коррекции с детьми с ТНР
1. наполняемость групп (когда по СанПин в группе должно быть 12, а 20, конечно же снижается качество.
2. достаточно короткий срок пребывания в логопедической группе (2 года), для детей с такими ТНР, недостаточно времени на коррекцию в полном объеме.
Проблем много, и здесь в первую очередь конечно необходима работа по преемственности логопедов дошкольного учреждения и учителей школы, это будет способствовать в решении проблем по преодолению трудностей в обучении детей с речевыми нарушениями. Учитель, ничего практически не зная о характере речевых расстройств, не может ничем помочь такому ребенку. А когда он будет ознакомлен, соответственно легче будет, выстраивать, свой учебный процесс, когда он будет владеть речевыми особенностями ребенка, например, с дизартрией (так например, при написании диктанта, первая половина диктанта может быть написана хорошо, а вот вторая частые ошибки, ошибка на ошибке. Это говорит о том, что повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью. А сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка и ошибки.
Поэтому, необходимо выстраивать совместную коррекционную работу на всех уровнях образования, для дальнейшего успешного обучения в школе