Русалина Бикова
Конспект занятия по речевому развитию «В стране звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Вводное занятие.
Цель: формировать интерес к познанию новых звуков.
Задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимания;
2. Упражнять в дифференциации на слух слов и звуков;
3. Показать, как звуки обозначаются цветными символами;
4. Учить дифференцировать понятий гласный, согласный звуки;
5. Развитие фонематического слуха;
6. Способствовать развитию активной мыслительной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „В стране звуков“» размещена в разделах
Оборудование: звукоград, карточки с цветовым обозначением звуков, мяч.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в сказочный город «Звукоград». Мы узнаем, какие бывают звуки, но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:
Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно (Звук)
Правильно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. А вы знаете какие бывают звуки? Бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы отгадали загадку про звук и попали в город под названьем «Звукоград». В нем живет всего тридцать один житель. Зовут этих жителей звуки.
Шесть звуковпевцы: а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называют — гласными. Называются они гласными, от слова «глас», т. е. голос. Гласные звуки можно петь гласом, голосом. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя. Эти звуки живут в красном домике. Звуки между собой очень дружат и распевают волшебные песни.
Давайте мы попробуем спеть эти звуки [а, о, у, э, ы, и].
Гласные звуки произносятся без преграды.
Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Гласный звук можно спеть высоким голосом и низким.
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласные звуки хотят сыграть с вами в игру. Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук (игра проводится с мячом по цепочке).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, индюк, ухо, озеро, апельсин, экран, улица, одежда, акробат.
Физминутка
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть,который час (повороты, вправо и влево, пальцы рук перед глазами в виде трубочки)
Раз,два,три,четыре (хлопки над головой в ладоши)
Мышки дернули за гири.
И присели три,четыре (приседание, руки вверх, вниз)
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.
В волшебной стране «Звукоград» живут еще одни жители — согласные звуки, чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды. Преградами для этих звуков являются наши губы, зубы и язык.
Согласные звуки не певучие. Сами они петь не могут, они соглашаются петь только вместе с гласными звуками. Поэтому они и называются согласные звуки.
Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (воспитатель с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т. е. нельзя петь).
Согласные звуки произносятся коротко. Одни твердо, другие мягко.
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать звук, который чаще всего слышали.
Зубик зубику сказал:
«Зубик, ты уж очень мал.
Ты грызи творог зернистый,
Он полезен, хоть и кислый».
Фокусник конфету Феде
Подарил на представленье.
Федя, в фокусы не веря,
Всё же принял угощенье.
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.
Итог занятия.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в стране «Звукоград». Какие звуки живут в этой стране, на какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные).
А вы знаете как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)