Ольга Устьянцева
«Развитие лексико-грамматического строя речи детей». Рекомендации родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Учебное пособие содержит материалы, обеспечивающие успешному формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Предназначено в помощь родителям и воспитателям для организации непрерывного, систематического формирования грамматического строя речи детей.
Рекомендации по проведению занятий дома
- систематически и аккуратно выполняйте с ним упражнения;
- занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
- нe принуждайте ребенка к выполнению заданий;
- нe давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;
Публикация «„Развитие лексико-грамматического строя речи детей“, Рекомендации родителям» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
- соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
- нe предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
- учите наблюдать слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
- совместно с педагогами группы работайте на развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
- помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
На кухне
Посуда:
1. Рассмотреть посуду. Как назвать одним словом тарелки, ложки, чашки, кастрюли? (посуда)
2. «Что из чего»
Посмотри, это ложка сделана из дерева значит какая она? - деревянная. Из железа? Из пластмассы, металла, стекла, глины?
3. Научить различать чайную и столовую посуду.
«Посуда перепуталась». Помнишь как в сказке «Федорино горе» вся посуда убежала. Вот Федора собрала всю посуду, но ведь ее нужно расставить на разные полки: чайную посуду на одну полку (верхнюю, а столовую на другую (нижнюю). Какую посуду Федора поставила на верхнюю полку, а какую на нижнюю?
4. «Вредина»
Я буду говорить, например, чайник большой, а ты, как большая вредина, будешь говорить наоборот: чайник маленький. Ложка длинная—ложка короткая. Лезвие ножа широкое—лезвие ножа узкое. Кастрюля стоит далеко—кастрюля стоит близко. Я поднимаю крышку чайника—я опускаю крышку чайника. Сахарница находится высоко—сахарница находиться низко. Я даю вилку—я забираю вилку. Стакан полный—стакан пустой.
5. «Великий математик» Сосчитай посуду.
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек, шесть ложек, семь ложек, восемь ложек, девять ложек, десять ложек. Ребенок может назвать, например, только одну, две, пять и десять ложек.
6. «Великий всезнайка»
Ребенок—великий всезнайка, а взрослый глупый мышонок. Я тебя буду спрашивать, а ты, как великий всезнайка будешь учить меня. Чайник какой может быть? (большой, горячий, синий, фарфоровый и т. д.). Нож какой? Стол какой? Сковорода Какая? и т. д.
7. «Помощник (ца)».
Подай (или покажи) чашку, чашки, ложку, ложки, нож, ножи и т. д.
8. «Знаменитый сыщик».
На столе стоит посуда: чашка, блюдце, ложка, чайник, ваза, нож, тарелка. Ребенок должен посмотреть и запомнить предметы, как они расположены. Потом отворачивается. Взрослый меняет местами или убирает один (несколько) предметов. Ребенок должен догадаться что изменилось и ответить на вопрос: Чего не стало? (Что изменилось).
9. «Корреспондент»
Взрослый задает вопросы, а ребенок должен ответить.
* У меня красная чашка и красное блюдце, а у тебя?
* У меня стеклянная тарелка и алюминиевая ложка, а у тебя?
* У меня черный чай и сладкое печенье, а у тебя? и т. д.
10. «Жадина»
Я буду говорить про один предмет, а ты про много.
Например: У меня одна ложка. А у меня много ложек.
У меня один стол, … У меня одна кастрюля, … и т. д.
11. Назови ласково.
Тарелка—тарелочка, кружка—кружечка, стакан—стаканчик, чашка—чашечка, вилка—вилочка, ваза—вазочка и т. д.
12. «Изобретатель»
Если бы ты был бы изобретателем, то из каких частей ты сделал бы стол? - ножки, столешница. Из каких частей сделал бы чайник? - носик, ручка, крышка, емкость для воды. Из каких частей ты сделал бы самовар (ваза, сахарница и т. д. ?
13. «Сломанная посуда»
Если у чайника отломана ручка, чего нет у чайника? (ручки). У кастрюли потерялась крышка, чего нет у чайника? (крышки). У чашки сломано дно, чего нет у чашки? (дна) и т. д.
14. Какая посуда может понадобиться для приготовления супа, салата, заваривания чая?
15. «Преврати в огромное»
ножище, тарелка-тарелище и т. д.
16. Отгадывание загадок. Объясни, как ты догадался что это? (объяснение значения незнакомых слов в загадке).
Овощи, и фрукты.
1. Рассмотреть овощи и фрукты.
2. Вспомнить где растут овощи, где растут фрукты. Овощи растут в огороде, в земле, а фрукты в саду, на дереве.
3. Когда садят овощи? (весной). Когда собирают урожай? (осенью.)
4. «Четвертый лишний»
Найти в строчке одно лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее?
Морковь, огурец, яблоко, картофель; Груша, картофель, морковь, редис. и т. д.
5. «Счетовод»
Сосчитай овощи, фрукты. Одина картофелина … десять картофелин. Одна груша … десять груш и т. д.
6. «Юный исследователь»
Из чего состоит яблоко? (кожура, мякоть, семечки, перегородки). Из чего состоит морковь? (сердцевина, ботва, корни и т. д.).
7. «Что из чего?»
Что можно приготовить из:
моркови - морковный сок; яблока – яблочное пюре; сливы – сливовое варенье; груши – грушевый пирог; помидора – томатный сок; картофеля – картофельную запеканку.
8. «Поваренок»
Каких и сколько овощей (фруктов) нужно для приготовления борща? (салата, запеканки, варенья, компота и т. д.).
9. «Большой - маленький»
Учить составлять предложения по образцу:
Красное яблоко большое, а желтое яблоко маленькое.
У меня маленькая морковь, а у тебя большая морковь.
У меня большая луковица, а у тебя маленькая.
10. «Какой? Какая? Какие?»
Лук, какой может быть? – белый, горький, ароматный…
Груша, какая? Апельсин, какой? и т. д.
11. Отгадывание загадок.
Объясни, как ты догадался что это? (объяснение значения незнакомых слов в загадке.
12. «Помощник»
Подай пожалуйста длинную (короткую, толстую, вареную и т. д.) морковь (или любой другой овощ или фрукт).
13. «Дрессированные овощи»
Ребенку предлагается положить картофель на тарелку, у тарелки, за тарелку, под тарелку. Показать как картофель выглядывает из-за тарелки, спрыгивает с тарелки и т. д.
14. «Что изменилось?»
На столе лежат овощи и фрукты. Ребенок внимательно смотрит и запоминает что и где лежит. Потом ребенок отворачивается, а взрослый меняет местами или убирает предмет. Ребенок должен назвать что изменилось или что пропало.
15. «Назови ласково»
Яблоко—яблочко, репа—репка, лук—лучок, апельсин—апельсинчик и т. д.
16. «Жадина»
Ребенку предлагается закончить предложение по образцу:
У меня одна слива, а у меня 5 (много) слив. У меня одна груша, а у меня 2 (много) груши (груш). и т. д.
17. «Корреспондент»
Взрослый является корреспондентом, а ребенок опрашиваемый.
Взрослый задает вопросы, а ребенок должен отвечать полным ответом: В: Что у тебя? Р: У меня яблоко. В: Какое яблоко? Р: У меня красное, спелое, сладкое яблоко. В: Какое еще может быть яблоко? Р: Большое, ароматное, сочное и т. д.
Продукты питания
1. Рассмотреть продукты питания.
2. В каком отделе магазина можно купить: рыбу, хлеб, овощи, мясо? ит. д.
3. «Сосчитай»
Посчитать продукты питания от одного до десяти.
4. Как называется прием пищи утром, днем, вечером?
5. «Четвертый лишний»
Колбаса, сосиски, селедка, мясной рулет;
Батон, сыр, ватрушка, бублик;
Сыр, кефир, сметана, яйцо. и. т. д.
6. «Корреспондент»
Откуда пришел хлеб? Как производят хлеб? Из чего его делают? Кто в этом участвует?
7. «Чей, чья, чьё?»
Чья порция? Мамина порция. Чей кусок хлеба? Сережин кусок хлеба. Чье варенье? Бабушкино варенье и т. д.
8. «Чего не стало?»
На тарелке лежали яйца. Мы использовали их в салат, чего не стало? (яиц) и. т. д.
9. «Поваренок»
Расскажи, что можно приготовить из молока, яиц, рыбы, теста и т. д.
10. «Какой, какая, какие?»
Вспомни как можно больше слов (признаков) к словам:
Компот какой? - вишневый сладкий, вкусный, любимый …
Рыба какая? - речная, жаренная, свежая, большая, чищенная. и т. д.
11. Отгадывание загадок.
Объясни, как ты догадался что это? (объяснение значения незнакомых слов в загадке).
12. «Помощник (ца)»
Поставь, пожалуйста, стакан молока в микроволновку, на микроволновку, возле микроволновки. Достань пожалуйста хлеб из хлебницы. Подай, пожалуйста, конфету из под пакета и т. д.
13. «Что изменилось?»
В холодильнике (на столе, в сумке и т. д.) лежали продукты я взяла (переставила) некоторые. Что изменилось?
14. «Назови ласково»
Молоко—молочко; рыба—рыбка; суп—супчик, салат—салатик; огурец-огурчик и т. д.
15. «Жадина»
Одна рыба—много рыб, Один сыр—много, Один суп—много, одна колбаса—много … и т. д.
16. Придумай предложения со словами: яйца, суп, салат, молоко, хлеб, плов, каша и т. д.
17. «Какой, какая, какие?»
Ответить на вопрос:
Суп какой? Компот какой? Хлеб какой? Сыр какой? Варенье какое? Каша какая? и т. д.
18. «Корреспондент»
Расскажи что ты делала за завтраком используя слова:
Резала, наливала, заваривала, варила, намазывала, ела, мыла и т. д.
19. Придумай предложение по образцу:
Если компот сварен из вишни, то компот называется вишневый.
Если хлеб положить в хлебницу, то от засохнет.
Если посолить (добавить сметану, лук, укроп и т. д.) салат, то он будет вкуснее (полезнее) и т. д.
Кухонная мебель и электроприборы
1. Вспомнить названия кухонной мебели и электроприборов: кухонный гарнитур, полочки, обеденный стол, стулья, шкафы для посуды, плита, холодильник, лампа, телефон и т. д.
2. «Что из чего состоит?»
Назови части холодильника, шкафа, стола, стула, телефона и т. д.
3. «Сосчитай»
Сосчитай сколько полочек, стульев, ящиков конфорок и т. д.
4. «Корреспондент»
Ответь на вопросы:
Чем покрыт стол? Что готовят в духовке? Где хранят столовые приборы? Чего много в холодильнике? Кого много на кухне? Чего много на тарелке? Чего много в ящиках?
5. «Какой, какая, какое?»
Какой стол (или другой предмет, если он сделан из дерева, из пластмассы, стекла, бумаги, металла и т. д. ?
6. Отгадывание загадок.
Объясни, как ты догадался что это? (объяснение значения незнакомых слов в загадке). (Приложение 4).
7. «Запомни и расскажи»
Расскажи, как расположена мебель и электрические приборы на кухне. Например: Холодильник стоит у окна. Между холодильником и табуретом стоит стол. Над плитой висит вытяжка и т. д.
8. «Назови ласково»
Стол—столик, стул—, табурет—, шкаф—, лампа—, телефон—, печь—, розетка—… и т. д.
9. «Жадина»
Я буду говорить про один предмет, а ты про много.
Один стол—много (чего) столов, одна плита—много, один стул—много, одна полка—много, одно радио—много …
10. «Четвертый лишний»
Холодильник, плита, табурет, телевизор;
Стол, шкаф, стул, плита и т. д.
11. «Сосчитай»
Сосчитай от одного до десяти: хрустальная люстра, высокий холодильник, деревянный стул и т д.
12. «Доскажи словечко»
Мама стирает белье в … Папа поджаривает хлеб в … Бабушка на кухне достает продукты из… Даша готовит обед на … Антон разговаривает с другом по… Фильмы и мультфильмы показывают по… и т. д.
13. «Корреспондент»
Какие ты знаешь электроприборы (кухонную мебель? Для чего они нужны? Что служит питанием электроприборам? Откуда поступает электричество? Где в каждом доме живет электричество? Почему нельзя трогать розетки? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (настольные, настенные).
Опираясь на подробное описание занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста «На кухне» можно проводить занятия и в других помещениях квартиры. Приведем в помощь родителям по каким темам можно вести работу в зале, прихожей, спальне, на даче, на улице.
В зале
Темы: «Мебель», «Книги (сказки)», «Домашние животные», «Праздники», «Аквариумные рыбки», «Комнатные растения», «Игрушки».
Мебель
Словарный запас:
Предметы: трюмо, сервант, стенка, кресло, табурет, стул, шкаф, кресло-кровать, буфет, комод, тахта, пуф, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник;
Признаки: деревянный, стеклянный, металлический, письменный, обеденный, мягкий, дубовый, ореховый, березовый;
Действия: заботиться, уважать, стараться, читать, отдыхать, заниматься, накрывать, сидеть, хранить, вешать, протирать.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
«Книги (сказки)»
Предметы: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Красная Шапочка, Иван—дурак, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса, обложка, писатель, иллюстрации, автор, оглавление, страницы, читатель;
Признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справедливый;
Действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, притвориться, колдовать, перелистывать.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
«Домашние животные»
Словарный запас:
Предметы: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, кот, кошка, котенок, собака, пес, щенок, курица, петух, цыпленок, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, овца, баран, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, поросенок, кролик туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, когти, лапы, крылья, перепонки, хохолок, бородка, клюв, грива, дом, человек, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, хлев, стадо, рога, копыта, свинарник, шерсть, шкура, брюхо, пасть;
Признаки: лохматый, пушистый, сильный, хитрый, быстрый, ловкий, неуклюжий, красивый, полосатый, рогатый, осторожный, кудрявый, боязливый, пугливый, сторожевой, пожарная, рогатая;
Действия: прыгать, клевать, кукарекать, блеять, мычать, ржать, мяукать, пищать, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лакомиться, плавать скакать, прыгать, бояться, грызть, бодать, царапать, сторожить, перевозить.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «У кого кто?», «Чей хвост (голова, ухо, лапа клюв и т. п.)» и др.
Праздники
Словарный запас:
Предметы: день рождения, 8 марта, новый год, день защитников отечества, день смеха, день защиты детей, день знаний, Дед Мороз, именинник, праздник, поздравление, приглашение, пожелание, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпаны, декабрь, зима, рождество, танкист, летчик, моряк, пограничник, ракетчик, воин, пулеметчик, солдат, герой, защитник, танк, ракета, крейсер, орудие, ружье, пулемет, пушка, разведка, дозор, граница, каска, пилотка, меч, шашка, Родина, Россия, знамя, герб, флаг, улыбка, юмор, шутка, ребенок, сын, дочь, брат, внук, осень, сентябрь, первоклассник;
Признаки: заботливый, ласковый, умный, внимательный, серьезный, снежный, морозный, вьюжный, смелый, храбрый, мужественный, трудная, почетная, ловкий, отважный, смешной, курьезный, заботливый;
Действия: заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, поздравлять, дарить, мастерить, познавать, охранять, беречь, трудиться, гордиться, защищать, сражаться, добывать, смеяться, веселиться, радоваться, волноваться.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
Аквариумные рыбки
Словарный запас:
Предметы: животное, рыба, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры;
Признаки: ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться, заботиться;
Признаки: прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый и т. д.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
Комнатные растения
Словарный запас:
Предметы: растение, фиалка, герань, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;
Признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, колючий;
Действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнуть.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
Игрушки
Словарный запас:
Предметы: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, пирамидка, юла, матрешка, туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови, колеса, багажник, руль, педали, кузов, капот, дверцы, квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник;
Признаки: круглый, резиновый, большой, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, пластмассовая, яркая, нарядная;
Действия: катать, ловить, вставать, бросать, строить, спать, реветь, бежать, идти, разбирать, собирать, чинить, прыгать, скакать, убирать, плавать, мыть и т. д.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
В прихожей
Темы: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Времена года», «Головные уборы».
Одежда
Словарный запас:
Предметы: ситец, лен, шелк, бархат, кожа, мех, шерсть, пряжа, нитки, трикотаж, велюр, поролон, одежда, шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, макет, блуза, рубашка, футболка, брюки, шорты, костюм, джинсы, юбка, свитер, сарафан, перчатки, варежки, жилет, шарф;
Признаки: ситцевый, льняной, шелковый, шерстяной, кожаный, меховой, пуховый, вязанный, резиновые, спортивный, сменная, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, мягкая;
Действия: ткать, прясть, шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, скидывать, надевать, беречь, чистить.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
Обувь
Словарный запас:
Предметы: ботинки, тапки, сланцы, сандалии, сапоги, туфли, кроссовки, валенки, калоши, мокасины, босоножки, кеды;
Признаки: зимняя, осенняя, летняя, сменная, кожаная, резиновая, лаковая, замшевая, удобная, демисезонная, теплая, повседневная;
Действия: застегивать, зашнуровывать, обувать, носить, покупать, износить, беречь, чистить.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др.
Времена года
Словарный запас:
Предметы: осень, зима, весна, лето, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, листопад, туман, ненастье, урожай, фрукты, овощи, запасы, озимь, увядание, лед, иней, гололедица, лыжи, коньки, зимовье, кормушка, метель, буря, вьюга, стужа, оттепель, капель, проталины, ручьи, ледоход, перелетные птицы, очки, семена, рассада, сережки, гром, молния, гроза, жара, загар, ласты, море, озеро, река, сачек, каникулы;
Признаки: ранняя, поздняя, золотая, унылая, туманный, хмурая, ненастный, багряная, зимующие, морозная, суровая, лютая, студеная, пушистый, сверкающий, рыхлый, говорливый, журчащий, проворный, звонкий, поющий, цветущий, жаркое, знойное, теплое, ветреный;
Действия: лететь, кружиться, шелестеть, падать, кружиться, наступать, приходить, просыпаться, пробиваться, улетать, курлыкать, выкапывать, моросить, желтеть, увядать, дуть, мести, завывать, топить, сгребать, зябнуть, скрипеть, журчать, набухать, щебетать, сеять, пахать, полоть, громыхать, цвести, бурлить, сверкать, плескаться, загорать, спеть.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Расскажи по плану».
«Расскажи по плану»
Расскажи о любом времени года по плану:
1. Приметы этого времени года.
2. Назови месяца.
3. Что происходит с животными.
4. Чем занимаются люди.
5. Одежда, обувь, головные уборы.
6. Праздники.
Головные уборы
Словарный запас:
Предметы: шапка, кепка, платок, пилотка, каска, шлем, панама, ушанка, фуражка, косынка, берет;
Признаки: головной (убор, ситцевый, льняной, шелковый, шерстяной, кожаный, меховой, пуховой, вязанный, нарядный, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, мягкая;
Действия: шить, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, завязывать, стирать, гладить, поправлять.
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «Что изменилось?», «Жадина (Один-много)», «Назови части», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Что из чего» и др.
В спальне
Темы: «Времена суток», «Одежда», «Мебель», «Сказки».
Времена суток
Словарный запас:
Предметы: утро, день, вечер, ночь, рассвет, закат, завтрак, обед, полдник, ужин, сончас, зарядка, занятия, работа, сновидение, луна, небо, звезды;
Признаки: ранний, солнечный, ветреный, дождливый, пасмурный, лунная, звездная, темная, завораживающий, таинственный;
Действия: просыпаться, дремать, спать, бодрствовать, работать, завтракать, обедать, ужинать, отдыхать, светить, освещать;
Грамматический строй речи :
Дидактические игры: «Корреспондент», «Сосчитай», «Большой—маленький», «Какой, какая, какое?», «В чем отличие?», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
На даче
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и т. д.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка всю жизнь. Не на картинках, а в живую увидеть растения в разную пору, их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Ребенок узнает как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей вам кажутся сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребенка.
Практически на любом наглядном материале могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Скажи наоборот» и т. д.
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот кто придумает следующее слово—откусывает кусок яблока.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут служить материалом и поводом для развития детской речи.
На прогулке
В это время вы можете прививать ребенку знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда»,«Обувь», «Осень», «Весна», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Профессии», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой сезонными изменениями в природе, растениях, в жизни птиц, животных, людей. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме игры, беседы. Новые, незнакомые слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры: «О чем рассказала улица?», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассмотрение сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда», «Обувь».
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представления об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь.
Подвижные игры с предметами (массажным мячом, скакалкой, обручем и другим спортинвентарем, соревнования, эстафеты, будут способствовать развитию двигательной сферы ребенка, а именно объема, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Сюжетно-ролевые игры с другими детьми помогут лучше овладеть фразовой речью и навыкам речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.