Светлана Долина
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста (М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздев, И. И, Гербова, К. И. Тихеева, В. И. Яшина и т. д.).
Публикация «Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.
В большинстве литературных источников указываются трудности, которые дети с речевыми нарушениями испытывают при овладении лексико-грамматическим строем речи : дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. (А. Г. Зикеев, JI.A. Ившина, Е. М. Митрохина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, JI.A. Тишина, Т. В. Туманова, А. В. Ястребова). Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом (О. Е. Громова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Л. А. Тишина, Т. В. Туманова и др.).
В настоящее время учителям, родителям, логопедам, воспитателям предлагается большое количество разнообразной литературы, помогающей развивать, воспитывать обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике : действительно, многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребёнку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.
Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал острую необходимость дальнейшей разработки проблемы владения дошкольниками с речевыми нарушениями лексико-грамматическим строем речи.
Методика, которую я хочу представить, имеет некоторые преимущества.
Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.
Во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития. Научат быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.
В третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.
Этим эффективным методом развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. (В России с 1997 года).
В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Развила идею педагогического синквейна В. М. Акименко, разработав конспекты занятий с опорой на данную технологию.
Правила составления синквейна :
• первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна :
Дом
• Надёжный, прочный.
• Защищает, греет, строится.
• Строитель строит дом из кирпича.
• Архитектор, инструменты, кирпичи.
Дождь
• Грибной, летний.
• Льёт, капает, стучит.
• Я люблю гулять под дождём.
• Лужи, тучи, вода.
Ветер
• Сильный, холодный.
• Срывает, дует, поет.
• Ветер осенью холодный.
• Осень, холод, сквозняки.
Радуга
• Весёлая, разноцветная.
• Появляется, радует, и греет.
• На небе, после дождя, большая радуга.
• Дождь, тепло, лето, детство.
Насекомые
• Маленькие, быстрые.
• Прыгают, летают, жужжат.
• Насекомые приносят пользу.
• Огород, поле, весна, цветы.
Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребёнок должен иметь достаточный лексический словарь. И как мы знаем, у детей с ОНР он ниже возрастной нормы. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Сначала я знакомлю детей с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Это «кирпичики» из которых будет строиться связная речь (предложения, монологическое высказывание).
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Следуя тематическому принципу формирования словарного запаса у детей с ОНР, планомерно идет работа и по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путём введения в него определений. После этого даётся понятие о коротких словах (предлогах, их значении, употреблении в речи, написании в предложении. Дети должны осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для построения синквейна - мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства и выражена позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
Работа ведется в нескольких направлениях:
• Логопед – ребенок;
• Логопед – родители – ребёнок;
• Логопед – преподаватель ИЗО – ребёнок;
• Логопед – воспитатель – ребёнок;
Начинаю применять синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предлагая им алгоритм для устных сочинений. Дети могут сделать рисунки, а дома по своим рисункам рассказать своё сочинение родителям. Иногда предлагаю родителям записать сочинение ребенка. Составляя синквейны по одному и тому же слову, у детей получаются разные сочинения и рисунки. Работу по составлению синквейна можно проводить, как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики и грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов.
Работа по составлению синквейнов необычайна интересна и детям и взрослым. Это увлекательное занятие. Удачи всем!