МААМ-картинки

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции

Светлана Долина
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста (М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздев, И. И, Гербова, К. И. Тихеева, В. И. Яшина и т. д.).

Публикация «Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции» размещена в разделах

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.

В большинстве литературных источников указываются трудности, которые дети с речевыми нарушениями испытывают при овладении лексико-грамматическим строем речи : дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. (А. Г. Зикеев, JI.A. Ившина, Е. М. Митрохина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, JI.A. Тишина, Т. В. Туманова, А. В. Ястребова). Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом (О. Е. Громова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Л. А. Тишина, Т. В. Туманова и др.).

В настоящее время учителям, родителям, логопедам, воспитателям предлагается большое количество разнообразной литературы, помогающей развивать, воспитывать обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике : действительно, многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребёнку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.

Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал острую необходимость дальнейшей разработки проблемы владения дошкольниками с речевыми нарушениями лексико-грамматическим строем речи.

Методика, которую я хочу представить, имеет некоторые преимущества.

Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.

Во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития. Научат быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.

В третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

Этим эффективным методом развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. (В России с 1997 года).

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Развила идею педагогического синквейна В. М. Акименко, разработав конспекты занятий с опорой на данную технологию.

Правила составления синквейна :

• первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна :

Дом

• Надёжный, прочный.

• Защищает, греет, строится.

Строитель строит дом из кирпича.

• Архитектор, инструменты, кирпичи.

Дождь

• Грибной, летний.

• Льёт, капает, стучит.

• Я люблю гулять под дождём.

• Лужи, тучи, вода.

Ветер

• Сильный, холодный.

• Срывает, дует, поет.

• Ветер осенью холодный.

• Осень, холод, сквозняки.

Радуга

• Весёлая, разноцветная.

• Появляется, радует, и греет.

• На небе, после дождя, большая радуга.

• Дождь, тепло, лето, детство.

Насекомые

• Маленькие, быстрые.

• Прыгают, летают, жужжат.

• Насекомые приносят пользу.

• Огород, поле, весна, цветы.

Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребёнок должен иметь достаточный лексический словарь. И как мы знаем, у детей с ОНР он ниже возрастной нормы. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Сначала я знакомлю детей с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Это «кирпичики» из которых будет строиться связная речь (предложения, монологическое высказывание).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Следуя тематическому принципу формирования словарного запаса у детей с ОНР, планомерно идет работа и по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путём введения в него определений. После этого даётся понятие о коротких словах (предлогах, их значении, употреблении в речи, написании в предложении. Дети должны осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для построения синквейна - мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства и выражена позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

Работа ведется в нескольких направлениях:

• Логопед – ребенок;

• Логопед – родители – ребёнок;

• Логопед – преподаватель ИЗО – ребёнок;

• Логопед – воспитатель – ребёнок;

Начинаю применять синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предлагая им алгоритм для устных сочинений. Дети могут сделать рисунки, а дома по своим рисункам рассказать своё сочинение родителям. Иногда предлагаю родителям записать сочинение ребенка. Составляя синквейны по одному и тому же слову, у детей получаются разные сочинения и рисунки. Работу по составлению синквейна можно проводить, как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики и грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов.

Работа по составлению синквейнов необычайна интересна и детям и взрослым. Это увлекательное занятие. Удачи всем!

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Домашние птицы» Тема «Домашние птицы». Задачи: Активизация словаря по теме. Продолжать учить составлять предложения из 3 слов. Развитие умения отвечать.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем.

Синквейн-как метод развития речи у детейСинквейн-как метод развития речи у детей Синквейна в работе с дошкольниками. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса в работе с дошкольным возрастом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции
Опубликовано: 21 июня 2016 в 17:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Долина (УИ 360825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД