Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Бабошина Елена
Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Учитель-логопед

Бабошина Елена Николаевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад №9»

г. Чернушка, Пермский край

В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, надоправильно понимать, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как известно, процесс адаптации детей в дошкольном возрасте протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Поделимся опытом работы по организации работы по созданию условий для успешной адаптации детей в нашей группе.

В нашем детском саду группы комбинированной направленности организуются для детей с разным уровнем речевого и интеллектуального недоразвития.

В настоящее время в нашей старшей группе воспитываются:

- 39% детей с ФФН;

- 54% детей с ТНР;

- 9% детей с ЗПР;

- 7% детей с нормой развития.

Дети поступили к нам из разных групп нашего ДОУ, других детских садов.

Так как дошкольники с ТНР (общим недоразвитием речи) и с ЗПР, а нередко и с ФФН – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности, мы заметили, они встречают большие трудности при адаптации в новом для них детском социуме. Наблюдения показали,что:

• 36% детей застенчивы, обидчивы, неуверенные в себе.

• 7% замкнуты.

• 18% раздражительны, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание.

• 7% недостаточно развито чувство дистанции.

• И только у 32% детейэмоционально - волевая сфера сохранена.

Но чаще всего причиной нарушения социальной адаптации является несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками (41%).

Исследования (М. И. Лисиной, Р. С. Буре, Л. С. Коломинского, Т. А. Репиной, В. А. Деркунской и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Таким образом, перед нами возникла необходимость создания благоприятных условий социальной адаптации детей в группе, поиска наиболее эффективных педагогических и психологических методов.

Первоначально определили основные задачи:

• создание уютного, комфортного пространства для всех детей;

• созданиеединого образовательного пространства (дети, родители, педагоги);

• развитие индивидуальных интересов и способностей детей;

• обеспечение развития навыков взаимодействия детей с педагогами, друг с другом;

• развитие самоконтроля и саморегуляции поведения.

Совместно с педагогами группы продумали мероприятия, направленные на облегчение адаптации.

Организация развивающей предметно-пространственной средыс учетом принципов вариативности и индивидуализации:

- Стенд «Календарь событий». Направлен на формирование временных представлений (год, неделя, сутки) и планирующей функции деятельности и речи у детей старшего дошкольного возраста. Позволяет наглядно демонстрировать последовательность событий в детском коллективе в течение дня, месяца, помогает качественно провести с детьми «утро радостных встреч» и «итог дня».

- Стенд «Палитра интересов» нужен для того, чтобы ребенок смог самостоятельно запланировать свою деятельность на день, развивает способность анализировать.

- Стенд «Наши достижения» направлен на формирование умения оценивать свои достижения и достижения сверстников, развитие чувства соперничества, соревновательности и «здоровой» конкуренции в детском коллективе.

Опираясь на календарно-тематический план, разработали ежемесячное проектирование РППС по всем образовательным областям. Изготовили дидактические игры, пособия, поэтапные схемы для продуктивных видов деятельности, направленные как на организацию совместной деятельности педагога с детьми, так и на развитие самостоятельности детей.

Маркеры пространства помогают ….

Важным моментом положительной социализации в группе считаем проведение экскурсий, основной целью которых является ориентировка в пространстве групповой комнаты.

Особое внимание уделяем правильной организации игр с правилами, так как они регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Коммуникативный характер многих игр дает возможность взаимодействовать в коллективе играющих.

Первоначально определили задачи:

• учить обсуждать перед игрой игровые правила и правила совместной деятельности;

развивать умение общаться по поводу игры: слушать друг друга, не перебивать, проявлять терпение, выходить во время игры нельзя, когда один говорит, остальные его внимательно слушают, если хочешь сказать – подними руку радоваться удаче (победе) товарища;

• побуждать детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями по поводу игры;

• учить справедливо оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности.

В соответствии со структурой, игра начинается и заканчивается беседой. Дети объясняют, как они будут играть, отвечая на вопросы педагога,например:

• Расскажите, как мы сегодня будем играть.

• В какую игру мы будем играть?

• Как будем выбирать ведущего?

• Что делает ведущий?

• Зачем нужны карточки-схемы?

• Что делают остальные дети?

• За что получаете фишку?

• Кто считается победителем?

Заканчивается игра коллективной и индивидуальными беседами, в ходе которых обсуждаются результаты игры и взаимодействие между играющими,Вопросы: «Почему тебе понравилась (не понравилась) игра?» - способствовали тому, что дети начали анализировать свои действия и действия товарищей.Например: «Было интересно, потому что играли быстро и по новым правилам, а неинтересно – потому что некоторые не соблюдали очередность, перебивали».

Педагог так же участвует в беседе как равноправный партнер: поощряет игру по правилам, дает оценку организации взаимодействия детей, оказывает моральную поддержку. Похвала помогает вовлечь в совместную деятельность робких, нерешительных детей.

Хочу представить вам вариант игры «Хорошо – плохо» в ходе которой обсуждаются нехорошие поступки.

Планирование дня утром,подведение итогов перед обедом и вечером: организация обсуждения с детьми предстоящей и прошедшей деятельности позволяет обменяться мнениями по поводу «хороших» и «плохих» поступков,побуждает детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, справедливо оценивать результаты индивидуальной и совместной деятельности. Это повышает самооценку, улучшает настроение, налаживает коммуникацию.

Дифференцированный подход к организации не только коррекционно-развивающей, но и всей жизни группы исключает уравниловку и усреднение детей. При организации НОД деление детей на группы с равными способностямиу педагога появляется возможность более эффективно работать с детьми с трудностями освоения программы. Выбор водящего в подвижной игре самого быстрого и ловкого ребенка позволяет проявить ему лидерские качества. Первоначальное знакомство «слабых» детей с дидактической игрой, а затем и всех остальных, повышает их уверенность и познавательный интерес. Организация КОПов так же направлена на развитиеиндивидуальных интересов и способностей детей.

Адаптация ребенка будет более успешна, если активно будет вовлечена его семья. Поэтому для родителей организовываются экскурсии в группу и в логопедический кабинет, родительское собрание, на котором подробно рассказывается об организации коррекционной и воспитательной работы в группе, открывается группа ВКонтакте, где выкладываются фотографии детей в разные режимные моменты, индивидуальные беседы.

Накопленный нами опыт по организации адаптационного периода будет использоваться и в дальнейшей работе, так как дети быстрее привыкают к новой группе, в коллективе складываются доброжелательные отношения, что способствует началу более эффективной коррекционно-развивающей работы.

Публикации по теме:

Использование мультисенсорной программы Нумикон в работе воспитателя в условиях группы комбинированной направленности Вашему вниманию представляется опыт использования мультисенсорной программы «Нумикон» в работе с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной.

Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ и родителями. Вся работа строится на подборе.

Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста» «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста». Изменения, происходящие в современном мире, увеличение скорости передачи и усвоения.

Решение задач успешной адаптации детей к школе посредством организации родительского клуба «Скоро в школу» «Решение задач успешной адаптации детей к школе через организацию родительского клуба «Скоро в школу» Маленький человек идет в школу, каким.

Консультация для родителей «Детская ложь: причины и решение проблемы» Консультация для родителей на тему: «Детская ложь: причины и решение проблемы» Выполнила: Нагаева Н. Н. Многие родители периодически ловят.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Доклад "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации" «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся.

Конспект группового занятия по социальной адаптации детей с ОВЗ «Терпение и труд все перетрут» Конспект группового занятия по социальной адаптации детей ОВЗ. Тема: «Терпение и труд все перетрут». Подготовила учитель-дефектолог: Пастухова.

Опыт работы «Социализация детей с ИН в условиях группы комбинированной направленности через использование интерактивных игр» «Социализация детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) в условиях группы комбинированной направленности через использование интерактивных.

Проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы
Опубликовано: 9 октября 2019 в 07:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки