Папки-передвижки

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Балалайка с элементами хохломской росписи»

светлана лобазова
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Балалайка с элементами хохломской росписи»

Частное дошкольное учреждение дошкольного образования "ЧУДО Андрюшка"

Рисование: «Балалайка с элементами хохломской росписи».

Подготовила воспитатель Лобазова С. А.

г. Раменское 2022

КОНСПЕКТ НОД

по рисованию на тему «Золотая Хохолома»

в среднем дошкольном возрасте

Тема занятия«Золотая хохлома»

Возрастсредний дошкольный возраст

Публикация «Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста „Балалайка с элементами хохломской росписи“» размещена в разделах

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Программные задачи

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей.

Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи,  исследовать из  каких материалов сделаны.

Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.

Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки» : «рябинка».

Учить детей пользоваться «тычком».

Развивающие:

Развивать интерес к изучению народных промыслов.

Развивать художественный вкус.

Воспитательные:   

Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.

Интегрируемые образовательные области«Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемый результат: Дети умеют различать предметы Хохломы среди других предметов народного искусства, называют элементы хохломской росписи.  Проявляют интерес к изучению народных промыслов.

Словарная работаХохлома, золотая хохлома, узорчатая, хохломская роспись, Кудрины.

Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи : «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».

Демонстрационный материал:  интерактивная панель, презентация выставка предметов мастеров русского народного промысла промысла.   Раздаточный материал:  шаблон балалайки, кисти № 1, тычки, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.

Форма проведения: групповая

Ход занятия

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда)

1. Организационный этап

Воспитатель.  Что я вижу! Что за диво!

                          Сколько радости вокруг!

                          Правда, дети, тут красиво?

                          Аж захватывает дух!

- Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

- Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.  (Слайд 2)

- Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская»,  дети рассматривают выставку)

2. Основной этап

Воспитатель.  Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил.  Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.  Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

- Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

- А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

                         Посуда эта - не простая,

                         А волшебно-расписная.

                         Блюда, ложки и ковши

                         Так прекрасны, хороши!

                          Отвести всем трудно взгляд:

                         Красный, черный, золотой -

                         Росписи фон основной.

                         Дивный красоты узор

                         Завораживает взор.

                         Листья, ягоды, цветы,-

                         Угадали роспись вы?

Дети.  Хохломская роспись!

Воспитатель.   Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети. чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель.  Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

- Какие узоры нарисованы на посуде?

 Дети.   Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

- Давайте с вами вспомним, с какими узорами  хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

- «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами Слайд 3)

- а из каких основных элементов  состоит узор «Травка»?

Дети.   Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики

Воспитатель.  а что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети.   Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Дети.   Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель.  А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети.  Да.

Воспитатель.  Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании.  

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо - дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель.  А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки»

- Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий (Слайд 4)

 - Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

ДетиЭто: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.

Воспитатель.  - Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи :«Рябинка» (Слайд 5)

- Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка?

- Правильно, они круглые и красного цвета. Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

- Начнем наши упражнения с рисования рябинки, самой простой из ягодок.

- У каждого из вас  есть полосы  бумаги с уже нарисованными образцами  ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы (Слайд6)

- Рябинку начинаем рисовать с серединки.

- Молодцы, замечательные получились ягодки.

Воспитатель.  Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка).

- Сначала мы рисуем осочку –  тоненькую веточку кончиком кисти зеленой краской, а затем печаткой рисуем  ягодки, располагаем их как на образце.

- Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько  веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.

3. Заключительный этап

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.  

Отголоски лета 

В зелени травы.

Рощи, перелески, 

Шелковые всплески 

Солнечно – медовой 

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню 

Просится сама, 

И нигде на свете 

Нет таких соцветий! 

Всех чудес чудесней 

Наша Хохлома!          (П. Синявский) .

Воспитатель задает вопросы детям:

- С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

-  Какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?

- Что больше всего понравилось? Почему?

Публикации по теме:

Фотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возрастаФотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возраста Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству и к традициям русского народа, через чтение потешек. Задачи: Образовательные: 1. Обогащать.

Фотоотчет интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с элементом хохломской росписи «завиток»Фотоотчет интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с элементом хохломской росписи «завиток» Программное содержание: -учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением; -упражнять в рисовании тонких плавных.

Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины»Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины» Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

Конспект занятия «Как лягушки болото искали» для детей среднего дошкольного возраста Цель: Совершенствовать навыки количественного счёта, умение сравнивать две группы предметов. Уточнить представление о сменяемости времени.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у пчёл» Цель. Расширить знания детей о пчелах,мёде и его пользе для человека. Активизировать словарь: пчела (пчелка,мёд (медок, нектар, собирать.

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста по объёмной аппликации с элементами рисования «Колокольчик знаний»Конспект занятия для среднего дошкольного возраста по объёмной аппликации с элементами рисования «Колокольчик знаний» Конспект по объёмной аппликации с элементами рисования составлен для тематического дня «День знаний» Цель: Создание объёмной аппликации.

Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка»Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка» Конспект занятия кружка «Русские узоры» в подготовительной группе Тема: «Балалайка, балалайка, побренчи- ка, поиграй- ка» Цель: Познакомить.

Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи)Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи) Цель: 1) Создавать художественный образ, используя известные приемы. 2) Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды. 3) Продолжать.

Мастер-класс по росписи тарелки «Мотивы хохломской росписи. Кудрина»Мастер-класс по росписи тарелки «Мотивы хохломской росписи. Кудрина» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Уж очень мне нравится Хохломская роспись. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских.

Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию хохломской росписи «Валенки для Деда Мороза»Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию хохломской росписи «Валенки для Деда Мороза» Валенки для Деда Мороза. Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию (хохломская роспись)Программное содержание: Продолжать знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Балалайка с элементами хохломской росписи»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 15:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД