Вера Демидова
«Снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста». Родительский клуб
▼ Скачать + Заказать документы
За последние месяцы в нашем детском саду прошли заседания родительских клубов : в ясельной группе № 4, во 2-й младшей группе №1 и в старшей группе №9 на которых мы с родителями отработали методы снятия эмоционального напряжения у детей соответствующих возрастных групп. Эти приемы родители могут использовать и дома в играх с детьми. Вот один из конспектов заседания родительского клуба в старшей группе.
Публикация «„Снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста“, Родительский клуб» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Семинар-практикум для родителей по снятию эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Цели: знакомство родителей с приемами, которые помогают снять психоэмоциональное напряжение у детей и отработать конкретные упражнения на практике.
Вступительное слово
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения, возбуждения. Виной тому может быть усталость, кризис, стресс по тем или иным причинам и другие причины. Родители могут снять это напряжение, успокоить малыша, используя различные игры, создающие положительный эмоциональный фон и для релаксации.
Здравствуйте!
Я рада всех видеть!
Называю поимённо воспитанников и по подсказкам детей взрослых.
Вот мы и познакомились.
1. Упражнение «Передай хлопок по кругу»
Психолог:
- Можно приветствовать друг друга различными способами. Можно поздороваться словами, кивком головы, объятиями или рукой. Я предлагаю поприветствовать друг друга хлопком по ладони соседу справа по очереди. Получится, как будто хлопок бежит по кругу.
2. Упражнение «Мы с тобой одна семья»
Ты и я, ты и я, (Взрослые и дети указывают пальчиком
друг на друга.)
Мы с тобой одна семья. (Кладут руки на плечи друг другу.)
Вместе читаем, (Делаем газету.)
Вместе играем, (Берутся за руки и кружатся.)
Вместе и во всём (Хлопают в ладоши попарно.)
Друг другу помогаем.
3. Психогимнастика «После дождя»
Психолог:
-Представьте жаркое лето, только прошёл дождь. Ярко светит солнышко, отражаясь в многочисленных лужах. Как много здесь луж! Давайте постараемся пройти осторожно, стараясь не замочить ног. (Звучит спокойная музыка и родители осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, привлекая к игре своих детей.)
-Ой, расшалились наши дети, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Ой, как нам весело! (Звучит весёлая музыка.)
4. Психогимнастика «Растёт цветок»
- В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети присаживаются, сжимаясь в комочек, обхватив колени руками, опустив голову).
Поливал, поливал его садовник (родители изображают действия садовника). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочерёдно выбрасываются вверх.)
Росло, росло, радовалось тёплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице «садовников» и «цветков») и, наконец, выросло в прекрасный цветок (встать и изобразить руками цветок, приставив ладошки к голове. А «садовники» любуются делом своих рук.) Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице). Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял (дети качаются, нахмурив брови, напряжены.) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лёг на землю. (Дети ложатся на ковёр рядом с родителям и поглаживают «цветочки».)
Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка, и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. А родители любуются своим детищем. Улыбка и удовольствие на лице.)
Информация для родителей :
Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!
Сжимание мышц кистей рук также затормаживают отрицательные эмоции!
5."Прикосновение"
Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными. Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.
6. "Шалтай-Болтай"
Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.
Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение: «Шалтай-Болтай-Сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне»
Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.
Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.
7. "Насос и мяч"
Если ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.
Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.
Игры- «усыплялки», колыбельные оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные не обязательно «уметь петь», можно задушевно и ласково проговаривать слова и нашёптывать.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей.
8. «Усыплялка для ладошек»
Устали наши ладошки, (Показать ладони, несколько раз. расслабленно встряхнуть ими.)
Хотят отдохнуть немножко
Они собирали игрушки. (Показать, как собирали невидимые игрушки.)
С мамой лепили плюшки. (Полепить из невидимого теста.)
С бабулей варили кашку. (Перемешать невидимую кашку.)
Рвали в саду ромашки. (Сорвать несколько невидимых цветков.)
Кидали хлебные крошки (Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими, кидая невидимые крошки.)
Воробушкам на дорожке.
Устали наши ладошки, (Сложить ладони, расслабив руки,
Пускай отдохнут немножко. (Родители поглаживают каждый пальчик ребёнка. Потом наоборот: дети поглаживают каждый пальчик родителям.)
9. «Малышам всем спать пора».
Все дети лежат на ковре. Взрослые нежным голосом напевают, проговаривают, сопровождая поглаживаниями слова. Повторяются слова несколько раз.
Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
И волосикам спать пора.
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Лобику тоже спать пора.
Малышам всем спать пора!
Прощание.
Ведущий предлагает всем участникам взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу, а потом вместе сказать: «До свидания! —шёпотом, обычным голосом.