Получи документы

Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»

Анна Артемьева
Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»

Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского.

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.

В. Сухомлинский

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста – одна из задач умственного воспитания

Публикация «Родительский клуб „Способы развития познавательной активности у дошкольников“» размещена в разделах

Умственное развитие ребёнка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.

1) Определение. Слайд №3 Познавательный интерес – основа учебной деятельности:

- способствует формированию глубоких и прочных знаний;

-развивает качество мыслительной деятельности;

-создаёт благоприятный эмоциональный фонд для протекания всех психических процес-сов.

-Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

2)Дети в норме. Что характерно для детей, у которых развиты познавательные интересы : они задают вопросы, ищут на них ответы, их привлекает новизна и сложность проблемы. Они склонны к экспериментированию, активной поисковой деятельности. Они могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать с предметами, высказывать свои догадки, предположения.

Давайте послушаем, как дети могут рассуждать о знакомых нам явлениях. Видео «Дети рассуждают» Интерес формируется и развивается в процессе трудовой, игровой, учебной, общественной деятельности человека и зависит от условий жизни, обучения и воспитания.

Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворении при манипулировании ими.

Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3-5 лет так и называется «возраст почемучки»).

Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы – показатель деткой любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствует об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое.

На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. В развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. А примерно с трёх лет начинает проявляться и вскоре доминировать интерес к игре.

3)Дети с проблемами. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Дети не могут на дли-тельное время сосредоточить внимание, действия этих детей хаотичные, часто они не понимают конечной цели. Не понимают инструкцию взрослого и не желают подчиняться требованиям окружающих его взрослых. У детей нарушена память. Они с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Характерным признаком таких семилетних детей является недостаточная готовность к школе.

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Главная проблема ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограничен-ной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Нам, взрослым, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

4)Важность формирования познавательной активности.

Проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Задачу развития познавательной активности, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важной в подготовке к школе. Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кино-фильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу», но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок.

Давайте выделим через что всё- таки лучше развивать познавательную активность, у наших детей.

1. Это совместные игровые действия

2. Поиск ярких впечатлений во время прогулок - Не проходите мимо, даже незначи-тельного события.

3. Частая смена деятельности.

Вывод: каждое ваше общение должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

4. Разделяйте интересы ребёнка

Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению полезных насекомых и т. д. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику наших детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы наши дети получали верные сведения о природе.

Напоминаю вам, дорогие мамы и папы:

- при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;

- будьте терпеливы при объяснение игр, и пояснение нового;

- старайтесь объяснять задания как можно проще и понятнее, чтобы у ребенка про-явился интерес;

- развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке желание узнать что-то новое;

- поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, тогда ребенок не замкнется в себе.

- искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Рукопожатие, доброе слово, искренние объятия – отличное поощрение!

По дороге никогда не молчите, разговаривайте со своим ребенком, поддерживайте его темы для разговора. И ненавязчиво напомните ребенку:

- какой сегодня день недели, какое время года, напомните свой домашний адрес.

- на перекрестке, обязательно уточните, на какой цвет светофора нужно переходить улицу, какой транспорт проезжает грузовой или легковой, какого цвета машины проехали.

- проходя мимо деревьев, уточните у ребенка название деревьев, посчитайте, сравни-те их;

- обратите внимание на одежду людей, что изменилось в одежде людей с приходом, того или иного времени года.

- обратите внимание на погоду.

Предложите ребенку сочинить рассказ про то, как Вы шли в магазин, в больницу, этим Вы поможете развить у ребенка внимание и, умение составлять описательные рассказы.

В заключении мне хочется сказать, что ключ к успеху - это, во-первых, чёткое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Каждый следующий шаг требовал, чтобы ребёнок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывало перед ним более широкие возможности. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка позволяют активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.

Желаю успехов и творчества вам и вашим детям!

Список литературы

1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб. : Лев и Сова, 2007.

2. Зубарева Т. Г. Помощь детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2012 г. № 7.

3. Косарева У. В. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: направления и перспективы. / Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. 2012 г. № 6.

4. Нищева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М. : Эксмо, 2007.

6. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Публикации по теме:

Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Слайд 2 «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА». Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно.

Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство.

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возрастаМатрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий.

Консультация для воспитателей «Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников» «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников. Музейная педагогика в детском саду является одним.

Организация предметно-пространственной среды для развития познавательной активности старших дошкольников Дошкольная пора – это мир первооткрывателей и исследователей. С самого рождения ребёнок активно познаёт мир, который его окружает. Ему интересно.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей 2 слайд «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,.

Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Старшая разновозрастная группа Актуальность.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в средней группе как известно, зарождение первичного образа мира происходит в самом раннем детстве благодаря познавательной активности ребенка. На каждом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 10:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД