Елена Полякова
Родительское собрание «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности», как средство повышения педагогической культуры родителей
Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей. Заинтересовать проблемой.
Ход собрания:
Вступительное слово.
Публикация «Родительское собрание „Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности“» размещена в разделах
«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М. Монтессори).
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность и ответственность - это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки.
Чтобы этого добиться родителям следует запомнить одно самое главное правило : «Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам».
Современная начальная школа предъявляет высокие требования уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом.
Какие причины того, что дети растут несамостоятельные?
Корни детской несамостоятельности лежат, конечно, в воспитании. Рассмотрим стили семейного воспитания:
- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения. Самостоятельность и инициатива подавляются. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.
- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными.
- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым.
- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей – закон. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными.
- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их, то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких.
- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.
На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка. Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.
Почему дети не хотят или не могут стать самостоятельными?
НЕ ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ
Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте самостоятельную игру
Пpедоcтавляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
Разрешайте допускать ошибки
Вот ребенок собирает свои первые пазлы. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать пазлы по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
Хвалите за проявленную инициативу
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, размазали пыль по мебели. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и разбитую чашку, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Воспринимайте детей всерьез
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий :
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Вводите в курс взрослых дел
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят перемешать салат или намазать кремом торт. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, помогу донести сумку с продуктами.
Закрепляйте домашние обязанности
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, менять кошачий туалет – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка
Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Почему так трудно научить детей самообслуживанию?
С чего начать? На что обратить внимание?
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики.
Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома. Предложить ребёнку переложить из одной миски в другую орехи, фасоль, шары, сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок. Поиграйте в игры «Кукла Маша идет в магазин» ( используйте кошельки и сумки с различными типами застежек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках). «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками). «Зайчик просыпается, зайчик умывается (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие.
ИГРА «Шортики»
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада! и др.
ИГРА «Слова поощрения»
На что обратить внимание?
На одежду, она должна бать простая и удобная в обращении.
Обувь на липучке, штанишки на резинке, курточки на замке. Никаких застёжек, рубашек на пуговицах и ремней.
Блиц – опрос на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Сейчас вы проанализируете навыки самостоятельности своего ребенка. Если ребёнок выполняет этот навык самостоятельно, то вы обведите красным кружочком, или не совсем самостоятельно синего цвета, если не выполняет – то зелёного цвета.
Посмотрите на цвет кружочков, их цвет поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми.
Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Приспособить вешалку по росту ребёнка, повесить полотенце непосредственно для ребёнка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребёнок знал и мог подойти, взять или положить ту или иную вещь, малышу удобнее умываться, если он стоит на скамейке, подставленной к крану. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно.
И самое главное удобная и практичная одежда и обувь
БЛИЦ
засучивать рукава
мыть руки не разбрызгивая воду
пользоваться мылом
пользоваться полотенцем
снимать и надевать обувь летнюю
снимать и надевать обувь осеннюю
снимать и надевать обувь зимнюю
снимать и надевать трусики
снимать и надевать носки
снимать и надевать колготки
снимать и надевать штанишки
снимать и надевать брюки (юбку)
снимать и надевать футболку
снимать и надевать шапку (кепку, панамку)
складывать свои вещи в шкаф или на стульчик
замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому
убирать игрушки, строительный материал в определенное место
своевременно пользоваться носовым платком (салфеткой)
правильно пользоваться ложкой и вилкой
пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом
во время приема пищи есть аккуратно (не разбрасывая крошки по столу)
после еды пользоваться салфеткой
задвигать стул и благодарить
своевременно пользоваться туалетом.
Итог собрания :
В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, мама и папа должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитывать у своего ребёнка привычки к аккуратности.
Итак ребёнок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире!
Но все начинается с раннего детства. Здесь – истоки всего человеческого. Как от хилого росточка трудно добиться пышного цветения, так невоспитанному сызмала ребенку нелегко восполнить упущенное. Поэтому воспитание детей надо начинать с рождения. (Выдаю памятки «Как воспитывать у ребенка самостоятельность).
Решение собрания :
1. Для развития мелкой моторики рук организовать дома специальные игры и занятия для детей.
2. Создавать условия дома для формирования навыков самообслуживания.
3. Обучение навыкам самообслуживания. Начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходить к прямому обучению на самом малыше.