Елена Федянина
Родительское собрание «Как понять детские капризы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как понять детские капризы»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах преодоления детских капризов, правилах поведения при детской истерики.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Как понять детские капризы“» размещена в разделах
1. Расширять знания о детских капризах и истериках, помочь родителям определить причины капризов и истерик у детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
План:
1. Вступительные слово
2. Игра «Встаньте те, кто…»
3. Упражнение «Что я чувствую, когда мой ребёнок капризничает или закатывает истерики.»
4. Командная игра «Как мы боремся с капризами»
5. Обратная связь
6. Подведение итогов
7. Памятки для родителей, список литературы
Используемое оборудование:
Бейджики с именами для всех родителей, белые листы, фломастеры или карандаши, карточки с практическими ситуациями (3 шт., памятки на каждого родителя : «Чего нельзя делать до, во время и после истерики», списки литературы на каждого родителя.
Организация работы:
Родительское собрание рассчитано на 1 час. Для организации работы создаём общее пространство, подготавливаем стулья, родители садятся в общий круг, для работы в двух группах должна быть возможность объединиться вокруг столов.
Технология проведения родительского собрания :
Очень важно вовлечь родителей в активное взаимодействие, обсуждение, высказывание своего мнения и учёт мнения других. Воспитатель поддерживает активность, при необходимости дополняет, уточняет высказанное мнение. Опираясь на прозвучавшие высказывания, подводит итоги дискуссии. Все высказывания и мнения принимаются без критики, воспитатель благодарит всех ( например: «Спасибо, Ваше мнение очень важно для нашего обсуждения» или «Спасибо, Ольга Юрьевна, Ваше высказывание заставляет нас ещё раз задуматься об этом»). Реализация интерактивной технологии позволяет активизировать внутренний потенциал родителей, расширяет репертуар взаимодействия с детьми. Для проведения встречи в активной форме необходима соответствующая организация пространства в помещении (освобождается центр группы, участники рассаживаются по кругу) и личностно-ориентированный стиль ведения педагогом родительского собрания.
Планируемые результаты:
В ходе обсуждения родители смогут расширить знания о детских капризах и истериках, определить причины капризов и истерик у детей, обсудят, как предупреждать и преодолевать их.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим, что же такое детский каприз, истерика и что делать нам взрослым, попавшим в подобную ситуацию. Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Почти все дети в таких ситуациях ведут себя одинаково. А вот взрослые по-разному. Как найти правильный выход из такой неловкой ситуации?
Выслушать ответы родителей, сделать обобщение.
2. Игра «Встаньте те, кто…».
Все участники сидят в кругу. Воспитатель обращается к участникам: «Я хочу предложить вам начать встречу с игры. Играют в нее так: я начну, стоя в кругу, с какого-то заявления, которое касается лично вашего родительского опыта. Все, кто согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами. Продолжает игру тот, кто остался без места. Примеры высказываний:
Встаньте те:
-кто читает детям перед сном,
-кто любит играть вместе с детьми,
-кто читает книги, статьи по воспитанию и развитию детей,
-кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребенка, и т. д
Вывод: насколько, при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания.
3. Упражнение «Что я чувствую, когда мой ребёнок капризничает или закатывает истерики.»
Все мы с вами очень разные, но нас объединяют дети и проблемы, связанные с их воспитанием. Тема нашей встречи «Как понять детские капризы и истерики? И как помочь себе и ребёнку с ними справиться»
Сейчас прошу передавать мяч друг другу по кругу и продолжить фразу: «Когда мой ребёнок капризничает, я чувствую.». Высказывания должны быть краткими.
Вывод: Обобщение высказываний ведущим.
Детские капризы – это серьезное испытание для родительских нервов и терпения. Рано или поздно все сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, что руки опускаются даже у самых терпеливых и опытных родителей.
4. Командная игра «Как мы боремся с капризами»
Инструкция. Родители делятся на две команды.
1 команда: Предполагают возможную причину детских капризов.
2 команда: Предполагают пути решения данной ситуации
На обсуждение 7-8 минут.
Затем мы проанализируем полученные ответы все вместе.
(Во время работы ведущему стоит подойти к каждой группе, помочь в преодолении трудностей (с чего начать? кто запишет? и т. п., успокоить (здесь нет неправильных ответов) и поддержать активность обсуждения.)
Ситуация №1
«Когда мы приходим домой с 4-летней дочкой Наташей, она громко требует: «Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях!»
Я стараюсь ее уговаривать, объяснять ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Дочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Я стараюсь поднять Наташу, иногда не получается. После чего долго уговариваю…»
Вопрос команде 1:
- Что, на ваш взгляд, могло стать причиной такого поведения девочки?
Вопрос команде 2:
- Как в такой ситуации поступили бы вы?
Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние! Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его слезы не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).
Таким образом, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей.
Ситуация №2
«От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, - десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.»
Вопрос команде 1:
- Какие могут быть причины такого поведения дочки?
Вопрос команде 2:
- Как вы думаете, как нужно поступить маме в данной ситуации?
Вывод: Следует объяснить дочке о том, что санки пора убирать. Обязательно это должно происходить не в момент истерики и не с утра, когда пора уже выходить из дома. Можно непринужденно обыграть ситуацию: предложить повести в санках любимую игрушку. Или купить новые красивые сапожки и предложить пройтись в красивых сапожках по дорожке. Главное, набраться терпения перед тем, как решить объяснить это дочке. И если решились, то нужно быть готовым выдержать некоторое время, не поддаваться на капризы. Стоить помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают только то, что не удается сломить слезами. Важно, чтобы все члены семьи выполняли эти требования.
Ситуация №3
Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.
Вопрос команде 1:
- что стало причиной такого поведения?
Вопрос команде 2:
- как стоит поступать родителям?
Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама+папа.
Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д.
Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.
Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.
Обобщение групповой работы
Вот несколько полезных советов:
1. Помните, что даже самые замечательные родители оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме или папе, а в темпераменте и характере вашего ребёнка. Задумайтесь над причиной истерики ребё нка:
- ребёнку не хватает вашего внимания и он, таким образом, старается завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется во взрослой жизни);
- ребёнок вами манипулирует, дайте ребёнку понять, что вы не одобряете его действия;
- ребёнок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину и истерика пройдёт.
2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь интересную историю.
3. Можно попытаться взять ребёнка на руки и обнять, ожидая, когда всё закончится, выражая свою любовь и сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
5. Обратная связь (родители по желанию отвечают на один из вопросов)
Вопросы для обсуждения:
1. Встреча была полезной для вас?
2. Что нового вы узнали?
3. Какие ситуации вы увидели под другим углом зрения?
4. Какие методы, способы, рекомендации вам понравились?
5. Какие вызвали сомнения? Почему?
6. Какие еще проблемы, ситуации во взаимоотношениях с детьми вы хотели бы обсудить на следующих встречах?
6. Подведение итогов
Сегодня мы побывали в царстве капризов и упрямства и убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание, помогут вам понять, что безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. Главное это любовь, понимание и терпение к своему ребенку.
7. Памятки для родителей, список литературы
Воспитатель прощается и каждому родителю раздаёт памятки и списки литературы.
Список литературы
Р. Хазиева «Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей». Как добиться от ребенка выполнения требований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша, сохранив доверительные, уважительные взаимоотношения? Ответы на этот и другие важные вопросы на страницах книги.
Е. Корнеева «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». Что делать, когда ребенок кричит, упирается, захлебывается слезами, а окружающие с осуждением смотрят на незадачливого родителя? Пойти у малыша на поводу и добиться прекращения рева? Так он только этого и ждет. Отшлепать как следует, чтобы знал, кто тут на самом деле командует? Жалко. Эта и другие ситуации разбираются в книге.
3. Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если. Вас достали конфликты, капризы и детские вредности». Эта книга - практикум для родителей, подсказка, шпаргалка на каждый день. В ней собраны веселые, серьезные и очень действенные советы: что делать, если ребенок есть не желает; ломает игрушки; ноет, капризничает и (или) вопит; требует «хочу!» и «купи!»; не хочет идти домой и др.
И. Турина, М. Шкурина, Т. Холкина «Сказки от капризов». В книге собраны особые психологические сказки на все случаи жизни. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. - прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.
М. Вульф «Психология детских капризов». Книга выдающегося российского психоаналитика. Автор исследует проблему реальности и фантазии в психике ребенка, анализирует детские сказки, дает им психоаналитическое толкование, объясняет природу детских капризов и раздражения.
М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом». Книга поможет понять, почему ребенок капризничает, и найти правильную линию поведения, когда эмоциональные качели раскачиваются слишком сильно. В ней много полезных советов, подсказок и действенных решений, например: как вести себя, когда эмоции захлестывают не только ребенка, но и родителей; как научить сына или дочь управлять негативными эмоциями и т. п.
Памятка. Чего нельзя делать до, во время и после истерики:
• Чрезмерно уступать.
Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования выполнять — «только бы не плакал», то тут и зародится его вседозволенность и избалованность, а отсюда и все вытекающие последствия в виде истерик. Многие мамы в этой нервотрепке предпочитают уступить, лишь бы малыш замолчал. А дети – они от природы очень практичны, и, протоптав такую короткую дорожку к желаемому – они воспользуются ею еще не раз, ведь это — путь меньшего сопротивления. У маленьких детей очень абстрактные понимания – что хорошо, а что плохо – «это работает, значит буду пользоваться» — думает малыш.
• Читать морали и нотации.
Во время истерики, они просто бесполезны, ребенку сейчас не до них. Как можно и как нельзя себя вести — нужно объяснять дружелюбным тоном в спокойной обстановке.
• Физически наказывать.
Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов:
— В зависимости от темперамента, дети, к которым в детстве применяли физическое насилие — обычно становятся или забитыми, всего боящимися, тревожными, или агрессивными, озлобленными.
— К физическим воздействиям дети со временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто перестают действовать.
— Ребенок воспитывается – через подражание родителю, и если тот применяет силу в решении проблем — то ребенок с легкостью перенимает такой опыт воздействия на других.
• Кричать на ребенка, приказывать в повелительном наклонении.
Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Работает.
Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках, проявляйте спокойствие, тем Вы подадите положительный пример.
И, не только во время истерики, но и в других ситуациях окрики и приказной тон в воспитании ребенка не уместны — будьте с ребенком на равных. Помните, что, накричать на ребенка легко, а вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в чем заключается его вина, да так – чтобы он действительно понял – вот где целое искусство.
Да, этот способ не приносит быстрого реш,
занимает много времени, для него нужна Ваша родительская забота и любовь.