Получи документы

Родительское собрание «Защита прав детей»

Голикова Оксана
Родительское собрание «Защита прав детей»

Родительское собрание на тему

«Защита прав детей»

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребёнка.

Задачи:

• Довести до родителей истину, что права и обязанности воспитания детей принадлежит им;

• Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

• Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком.

Публикация «Родительское собрание „Защита прав детей“» размещена в разделах

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького человека, а также рассмотрим права и обязанности родителей по отношению к ребёнку.

Выступление детей старших групп :

1. Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нём важны нам все права, они великой силой обладают –

2. Чтоб нас никто не мог побить, украсть, унизить и обидеть.

3. Не отнимешь у ребёнка Права вечного на отдых. Есть в Конвенции об этом Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я – называемся семья. И для нас семейный Кодекс выпускается, друзья!

Поскольку ребёнок воспитывается в семье, сразу вопрос: «что такое семья?». «Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами.»

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То. Что несёт в себе семья, невозможно заменить ни чем. истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В тоже время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребёнка, обделённого защитой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях : в социальноправовом и психологопедагогическом.

Социально – правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и др. детских учреждений.

Психолого – педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующеё атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«дети мира не вины, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствие с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимися прав детей относятся :

• Декларация прав ребёнка (1959).

• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребёнка

Является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. На его основе была разработана Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

На воспитание;

На развитие;

На защиту;

На активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно – правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребёнка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный кодекс РФ –

Документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящён правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей»и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребёнка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать своё мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка», предусмотренных Конституцией РФ, принять ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети – инвалиды, жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:

• Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст. 6);

Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

• Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

• Признание прав каждого ребёнка на уровень жизни, необходимы для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24).

Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34);

Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

• Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

o За совершение физического и сексуального насилия, в т. ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 - 136);

o За преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 - 157).

Семейный Кодекс гарантирует:

Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56);

Меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

Немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»(ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениями и взглядам. Реализация прав ребёнка включает :

Защиту его от всех форм жестокого обращения,

Права на охрану жизни и здоровья,

Защиту его права на образование,

Права на игру,

Права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребёнка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребёнка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребёнку.

По определению профессора М. Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Гос. думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребёнком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжёлое физическое состояние организма ребёнка (переохлаждение, истощение и т. д., связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т. д.).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т. Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и принебрежеием основными нуждами ребёнка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребёнка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребёнку, и вред, который эти действия наносят ему.

По мнению профессора М. Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющий реальную опасность для ребё нка: тяжёлые телесные повреждения, вплоть до смертельных.

В чём же заключаются причины жестокого обращения с ребёнком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.

Одна из основных – приверженность традициям «наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребёнка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребёнку ни чего не надо объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живёт ребёнок. Насилие в отношении ребёнка чаще встречается не в благополучных семьях, где являются частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнёров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.

Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях. Согласно требованиям Конвенции нормативно – правовым документам РФ ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.

В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» чётко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребёнку наносится физическая или психологическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдалёнными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учёбе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений или травм, в результате чего у ребёнка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребёнка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к животным.

Один самых разрушительных видов насилия – психологический. Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение, а так же другое поведение взрослых, которое вызывает у ребёнка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняющего развитие и адаптацию обществе. Если раньше система общественно воспитания, фактически снимала с семьи ответственность за воспитание детей и родители целиком полагались на детский сад то в настоящие время согласно на детский сад и школу, то настоящее время согласно Семейному Кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчёркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребёнка (см приложение).

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут последний шанс на любовь. Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребё нка можно считать:

• Лишение свободы движения, уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребёнка одного (ст. 156 УК РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

• Применение физического насилия к ребёнку.

• Унижение достоинств ребёнка – грубые замечания, высказывания в адрес ребёнка.

• Угрозы в адрес ребёнка.

• Ложь и невыполнение взрослыми свих обещаний.

• Отсутствие элементарной заботы о ребёнке пренебрежение его нуждам.

• Отсутствие нормального пития, одежда, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребёнка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребёнка определяет, что «каждый ребёнок имеет право на жизнь» (ст. 6, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст. 27, п. 1). в России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причём участниками этого процесса должны быть все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Право ребёнка на образование

Статьи 28 – 29 Конвенции определяют право ребёнка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибк5ая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное и круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а так же свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребёнка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребёнка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса в детском саду. Защитить права ребёнка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучениях» от 14. 03. 2000г., в котором чётко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а так же максимальная нагрузка на ребёнка в системе дополнительного образования.

Право ребёнка на игру

«игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребёнка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребёнка.

Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности

«Государства участники Конвенции обязуются уважать права ребёнка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим.

Индивидуальность – великий дар природа, но его легко уничтожить в детстве, когда человек ещё не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребёнка, но и помогать малышу сохранить и развить свою индивидуальность.

Решение родительского собрания

1. Принимать ребёнка таким, какой он есть любить его.

2. Любить своего ребёнка и постоянно заботиться о нём.

3. На допускать нарушения прав ребёнка в семье.

4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным. Насекомым.

6. Изъят игрушки, которые способствуют развитию в ребёнке жестокости и агрессии.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Безопасность детей» Родительское собрание Тема: «Безопасность детей в наших руках» Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности.

Консультация для родителей «Защита прав и достоинств маленького ребенка» Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей, от действий двух взрослых.

Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ» Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Проведенные в 1990-е годы реформы российского.

Консультация для воспитателей «Защита прав и достоинства ребенка» Консультация для воспитателей "Защита прав и достоинства ребенка" Подготовила: Рябова Л. А. (текст к презентации) 1. Уважаемые коллеги.

«Безопасность детей». Родительское собрание Конспект общего родительского собрания «Безопасность детей» Зам. зав. по ВиМР Померанцева Е. А. МБДОУ №152 г. Ульяновск Ведущий: Добрый вечер.

Родительское собрание «Безопасность детей» Родительское собрание «Безопасность детей». Конспект родительского собрания на тему: «Безопасность ребенка» Цель: Сформировать у родителей.

Родительское собрание «Особенности современных детей» Группа: подготовительная Цель: познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей. Задачи: 1. Содействовать.

Родительское собрание «Организационное собрание в первой младшей группе» Родительское собрание в I-ой младшей группе Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой.

Семинар практикум для педагогов «Защита прав ребенка-дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида № 33 «Гном» Семинар-практикум для педагогов.

Заседание родительской гостиной «Защита прав и достоинства маленького ребенка» Цель: просвещение родителей в вопросах соблюдения прав и достоинств ребенка в семье. Участники: воспитатели, родители. Предварительная работа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Защита прав детей»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 13:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД