Олеся Шакирьянова
Родительское собрание-практикум для родителей второй младшей группы в рамках проекта логопеда и психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание-практикум для родителей 2й мл. группы в рамках проекта логопеда и психолога «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».
Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Шакирьянова Олеся Владимировна и логопед Зотеева Ольга Сергеевна хотим вас познакомить с результатами психолого-педагогической диагностики и речевого развития ваших детей. А также поделится с вами некоторыми методами и приемами по профилактике психо-речевых нарушений младших дошкольников.
Публикация «Родительское собрание-практикум для родителей второй младшей группы в рамках проекта логопеда и психолога» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В конце января и начале марта я провела психолого-педагогическую диагностику. Исследовала уровень развития восприятия, наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, а также развития мелкой моторики и немного речевой активности.
В результате диагностики было выявлено, что 13 детей имеют высокий уровень развития. 5 – средний и 2 детей низкий.
В целом это весьма неплохие результаты. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, какие умения и навыки должны быть сформированы у деток к концу учебного года (к 3-м годам).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем детстве велико:
– совершенствование деятельности органов чувств;
– накопление представлений об окружающем мире.
С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (это общепринятые образцы внешних свойств предметов, у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений происходит через игру, через игровые ситуации. В игре дети непроизвольно осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве.
В группе живут мишутка, зайчик, и множество других игрушек. И игровые сюжеты связаны с ними – они помогают узнать, какого цвета солнышко – желтого, какой оно формы – круглое и т. д. Для создания игровой ситуации педагоги используют имеющиеся в группе материалы и предметы быта.
Составляя картинки из геометрических фигур, каждый малыш отыскивает нужную геометрическую фигуру, определяет цвет, который нужен и т. д.
В раннем возрасте стоит задача подготовить детей к последующему обучению математике через:
-знакомство с основными эталонами цветов: красный, синий, желтый, зеленый;
-дидактические игрушки-вкладыши на различение величины, используя потешки, стихи, игры с пальчиками, дидактические игрушки;
-знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, шар, куб;
-игровые ситуации на развитие вкуса, обоняния, осязания, слуха;
-развитие мелкой моторики рук: застежки, шнуровки, бусы (крупные) для нанизывания, мозаики и т. д.
- ознакомление с простейшими настольно-печатными играми: лото, разрезные и парные картинки.
«Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет»
ПОЗВОЛЬТЕ МАЛЫШУ 2-3 ЛЕТ САМОМУ ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ, НЕ НАСТАИВАЯ, НО НАПРАВЛЯЯ РЕБЕНКА
Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
• Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
• Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
• Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
• Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
• Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
• Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.
Показатели сенсорного развития детей
К 2,6 РЕБЕНОК ВПОЛНЕ МОЖЕТ РАЗЛИЧАТЬ ФОРМЫ И ЦВЕТА
2 года – 2 года 6 мес
• Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
• Может подобрать предметы разной формы;
• Правильно называет несколько цветов;
• Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
• Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
• Ставит кубики друг на дружку;
• Умеет собирать пирамидку.
2 года 7 мес. – 3 года
Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;
• Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;
• Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
• Знает и называет геометрические фигуры;
• При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:
• Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
• Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
• Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
• Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;
• Собирает башенки по образцу.
К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНКУ МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ ПЕРЕСЫПАТЬ КРУПЫ, МУКУ.
«Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например,
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
• сжатие;
• растяжение;
• расслабление
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнения
"Капустка".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности.
•пальчиковая гимнастика – шнуровка;
•игры с конструктором, мозаикой;
•лепка из пластилина;
•пазлы
•вкладыши
•сматывание цветных ниток в клубочки;
•кнопки
•прищепки
•молнии
•пуговицы и тд.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .
2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь. На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.
Я желаю вам успехов в развитии ваших детей, а сейчас я передаю слово нашему логопеду Затеевой Ольге Сергеевне.