Елена Шелапутина
Родительское собрание (семинар-практикум) Тема: «Мальчики и девочки — они такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Уважаемые родители! Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду.
Публикация «Родительское собрание (семинар-практикум) Тема: „Мальчики и девочки — они такие разные“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Итак, почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек.
Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами и ответить на вопрос «Мальчики и девочки…Почему они такие разные?»
Игра «Мальчики или девочки?»
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному
Зачитываем особенности развития мальчиков и девочек, а родители угадывают о развитии мальчиков или девочек говорится?
- Начинают позже ходить, позже говорить (М)
- Они более подвижны. Травмы случаются в 2 раза чаще. (М)
- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)
- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе (М).
- Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость к стрессам. (Д)
Стремятся к независимости. (М)
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)
Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. (Д)
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. (М)
Любят, чтобы ими восхищались. (Д)
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. (М)
Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов. (Д)
Лекционная часть
В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». Гендер - социальный пол, то есть воспитание по признаку пола. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола.
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста.
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Игра «Какие они?»
Родителей делим на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей, имеющих оба пола детей - эксперты).
Инструкция: Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам :
Нежность
Ласковость
Мужественность
Застенчивость
Смелость
Находчивость
Отзывчивость
Забота
Решительность
Стеснительность
Красота
Стремление помочь
Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми, и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек.
Лекционная часть
Уже с рождения мозг девочек и мальчиков работает неодинаково, с первых месяцев жизни восприятие и анализ информации ими различается. Девочки начинают говорить раньше, из чего следует, что и в остальном мальчики будут немного отставать т. к. речь играет важнейшую роль в развитии ребенка.
У девочек очень развито слуховое восприятие. У мальчиков же - зрительное.
В играх тоже есть различия, девочки выбирают часто уголок и имитируют домашнее хозяйство, устраивают уютные кухоньки, возятся с посудой, любят кропотливые мелочи с куклами, копируют быт, семейные отношения, их игры более словесны. Мальчики же напротив, предметны: конструкторы, всевозможные постройки…они осваивают пространство, испытывают себя ловкостью, находчивостью, стремятся находить и изучать что-то новое, ломают (и это не повод для тревоги, они просто изучают как устроена вещь\игрушка, и пробуют создавать. В играх зачастую закладываются основы нравственности (уважение, доброта, уступчивость, терпение, игры служат макетом поведения взрослой жизни.
Необходимо отметить, что для мальчиков в момент формирования гендерной устойчивости обязательны дополнительные усилия, без которых его развитие пойдёт по женскому типу;
Мальчики медленнее растут и прибавляют в весе, более сильны, но менее выносливы, чем девочки. Они больше подвержены вирусным заболеваниям. Как сказано выше мальчики более импульсивны и с удовольствием осваивают активные игры, любят авантюры, соперничество. Девочкам же напротив, легко даются занятия, где требуется усидчивость и терпение, внимательность и точность.
Воспитание-это целенаправленное формирование личности. Воспитывая своего ребенка, мальчика или девочку, родитель прежде всего должен глубоко знать малыша, его характер, все плюсы и минусы крошечной натуры, достоинства, увлечения, склонности. Только тогда родитель может плодотворно влиять на развитие ребенка.
Мальчикам для комфортного развития требуется пространство и движение, если будет мало места, они будут осваивать вертикаль (лазать, прыгать). Мальчики с трудом воспринимают смену режима дня или каких-либо планов, поэтому, если что -то меняется, предупреждайте их заранее.
В разговоре давайте четкие указания, намеков и расплывчатых фраз мальчик просто не воспримет. Если возник конфликт и малыш раздражен, помните, в этот момент объяснять вашу позицию бесполезно, либо вкладывайтесь в первые две минуты, либо отложите разговор до тех пор, пока он не успокоится. Мозг мальчика, а и уже взрослого мужчины не в состоянии выдержать поток женских нравоучений, он просто отключается. В первые 2-3 года не бойтесь сюсюкаться и изливать на него любовь, но дальше необходимо чаще привлекать к воспитанию папу или родственника, или друга мужского пола, мальчику очень важно отождествлять себя со взрослым мужчиной и копировать его поведение.
Девочки вперед начинают говорить и потому считается, что с ними проще договариваться, они могут внимательно слушать. Они стереотипны, поэтому усвоив однажды какой-либо навык, они доводят его до совершенства. Они гибки и послушны, идут на контакт и ищут одобрения взрослых, поэтому с девочками гораздо проще и спокойнее.
Девочкам нужно с пеленок вкладывать понятие женственности, красоты, нежности, она они не просто копируют стиль и поведение мамы, но зачастую стремятся повторить её судьбу.
Игра-шутка “Угадай слово”.
Попробуем угадать слово, которое стоит в конце строчки:
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только.
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у.
Болтали час без передышки в цветастых платьицах.
При всех намеряться силенкой, конечно, любят лишь.
Боятся темноты, трусишки, все как один они.
Шелк, кружева и в кольцах пальчики— выходят на прогулку.
Интересные факты:
Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;
Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;
Девочки – ладонью;
Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
Девочки поворачивают только голову;
У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
Девочки дышат грудью;
Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;
Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину;
Пояс на халате завязывают ниже пупка;
Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;
Уши затыкают ладонями;
Уши затыкают пальцами;
Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.
Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок
Не смотря на то какой конверт, мы принесли из роддома: голубой или розовый, какую игрушку мы покупаем: машину или куклу, с какими проблемами сталкиваемся: капризы или упрямство – в любом случае – это наша радость, это наше счастье.
Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.
А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.
Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.
Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.
Счастье это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?
Счастье это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
“Почитай мне сказку”,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик
Из-под одеяла,
Заяц на подушке,
Синяя пижама.
Брызги по всей ванной,
Пена на полу.
Кукольный театр,
Утренник в саду.
Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
У кого есть дети
Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что информация была полезна в этом направлении.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Рефлексия
Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?
Спасибо за внимание.