МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Страхова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Родительское собрание

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего, но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многогранье будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания в режимные моменты ДОУ.

Именно при помощи сенсорных эталонов малыш становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения (измеряемые в децибелах, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии — это четыре основных вкуса и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

• учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;

• формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;

• учит исследовать окружающий мир;

• формирует систему сенсорных шаблонов;

• учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации. Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития.

Игры для развития зрительного восприятия и закрепление цвета:

Найди пару

Материал: половинки яичек - вкладыши

Задачи: упражнять в умении находить предметы одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук;

Собери карандаши в стаканы

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.

Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель ставит в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик поставлю карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется для всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

Весёлые прищепки

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Задачи: Формировать умение детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребё нка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Заплатки фруто - крышек

Материал: фруктовые крышки, листы с заплатками.

Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

Воспитатель предлагает ребенку подобрать заплатку в соответствии с цветом фруктовых крышек.

Подбери гаечку и шайбу

Материал: набор гаек и болтов разных цветов и формы.

Выбор цвета по словесной инструкции

Собери пуговички на нитку

Материал: пластмассовые «бусы» разного цвета и размера.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно –моторной координации; формировать умения сочетать по цвету, величине.

Лего пирамидки

Материал: конструктор лего.

Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

Воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку из лего только из одного цвета.

Веселые перчатки

Материал: полиэтиленовая перчатка, гладкие бусины.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно –моторной координации; формировать умения сочетать по цвету, величине.

Игры для развития слухового восприятия

Разноцветные шумелки

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).

Задачи: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Кто что услышит?

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.

Задачи: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных

музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

Игры для развития восприятия величины

Сложи пирамидку

Задачи: Упражнять детей в умении определять величину предмета, проговаривая где самое большое колечко.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный размер колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть размер – самый большой колец.

Игры на липучках

На цвет – подбери цветок в соответствии с цветом горшка.

На величину – большой маленький.

Итог

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2023 в 15:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД