МААМ-картинки

Родительское собрание в средней группе «Влияние устного народного творчества на всестороннее развитие детей»

Волкова Дарья Анатольевна
Родительское собрание в средней группе «Влияние устного народного творчества на всестороннее развитие детей»

Родительское собрание в средней группе «Капельки» на тему: «Влияние устного народного творчества на всестороннее развитие детей» в нетрадиционной форме посиделок.

«В гостях у хозяйки русской избы»

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Влияние устного народного творчества на всестороннее развитие детей“» размещена в разделах

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях устного народного творчества, специфики его использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений, их содержание и назначение.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает устное народное творчество на всестороннее развитие детей и на формирование личности ребенка.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Для начала предлагаю выбрать председателя родительского собрания и секретаря. Для заполнения протокола собрания ….

Повестка:

1. Выступление воспитателя Волковой Д. А

2. Литературная викторина

3. Подвижная игра «Репка»

4. Выбор родительского комитета

5. Разное

Собрание проводится в обстановке русской избы.

Родителей встречает хозяйка избы (воспитатель).

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

Хозяйка избы.

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

(Гости садятся на стулья вокруг стола).

В нашей группе пополнение и прошу познакомиться с родителями : Данишевская Екатерина Евгеньевна, Волошко Любовь Викторовна, Сергеева Анна Владимировна и Кочнева Оксана Николаевна. Добро пожаловать в нашу группу. Поприветствуем их! Поздравляю всех с началом нового учебного года! Мы стали еще старше, а значит и задач у нас стало больше!

1. Хозяюшка:

Собралось к нам гостей немало, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам такую простую и сложную тему для размышления : «Роль устного народного творчества в всестороннем развитии детей» в нетрадиционной форме посиделок. И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители.

«Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество.

Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение).

Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

Хозяйка.

Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы и тд.

Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т. е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т. к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего собрания. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей, ведь они же здесь, у аппаратуры! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

Времена меняются, а народная мудрость всегда людьми применяется. Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее - игры и занятия, труд и отдых сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей.

3. Особой популярностью у детей также пользуется сказка. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь. Отдельно можно было бы говорить и о сказках бесконечно. Со сказками знакомят детей очень рано. Художественные образы и язык сказки прост и понятен малышу. Посредством сказки легче всего рассказывать первые и самые важные принципы нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Всегда малыши настаивают на повторении одной и той же сказки, при этом не дают рассказчику отступить от текста ни на шаг. Понятно, что не сыскать чего-то правильнее, чтобы организовать спокойное засыпание детей. Мама, рассказывающая сказку малышу на ночь, передает ему свою нежность и любовь, которые дети хорошо чувствуют.

А какие сказки читали вам родители или бабушки в детстве?

Сейчас я предлагаю проверить, хорошо ли вы, уважаемые родители, знаете сказки.

Литературная викторина для родителей.

1. «Вспомни сказку».

И на мачеху стирала, и горох перебирала по ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

Для него прогулка- праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок. (Винни-Пух).

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто - то

Кто, простившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна лягушка).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. (Федорино горе)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Вымолвил словечко -

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? (По щучьему велению)

2. Игра «Скажи и назови».

Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»)

Какие слова приговаривала девочка медведю? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок.»)

Из какой сказки эти слова? «Иду на ногах, в красных сапогах, Несу косу на плечах. Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи».(3аюшкина избушка)

4. Пословицы широко бытуют в русском языке и в языках народностей нашего многонационального государства и в настоящее время. Недаром в народе говорится : «Пословица век не сломится».

Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.

О дружбе:

• Птица сильна крылами, а человек друзьями.

• Не мил свет, коли друга нет.

• Крепкую дружбу топором не разрубишь.

• Верный друг лучше сотни слуг.

• Старый друг лучше новых двух.

О природе:

• Мороз не велик, а стоять не велит.

• Солнце пригреет, все поспеет.

• Первый снежок не лежок.

• Снег на полях – хлеб в закромах.

О труде:

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Без трудов нет и плодов.

• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

• Делу время – потехе час.

Современные дети, как показала практика, чаще всего проводят свое время в лучшем случае за телевизором, в худшем за компьютерными играми, и все реже за чтением книг. Мы предполагаем, что и наши дети тоже не часто слышат чтение родителей, не так часто рассматривают иллюстрации в книгах. Книга может служить инструментом общения родителей с детьми - развивать речь ребенка, усидчивость, умение думать, анализировать, обобщать и т. д. Мы предлагаем использовать устное народное творчество для начала приобщения ребенка к книге. Предлагаю вам родители, дома совместно с ребенком сделать книжки -малышки с потешками, прибаутками загадками, считалочками, пословицами и тем самым пополнить наш книжный уголок полезной и нужной нам информации. Эти малые фольклорные произведения легко запоминаются детьми, что является для них первым опытом заучивания текстов наизусть.

5. Особое значение для формирования речи детей имеют чистоговорки. Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов. Мамы вместе с детьми и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: "да-да-да - в огороде лебеда", "ду-ду-ду - растут яблоки в саду", "ша-ша-ша - принесли домой ерша".

Предложить карточки с чистоговорками наши.

8. Ну и,наконец, самым популярным у детей видом народного творчества являются народные подвижные игры. Но какое значение для развития речи детей имеет подвижная игра? Спросите вы. Глядя со стороны можно сказать, что кроме умения бегать игра ничего не развивает. Но это не так. Перед игрой, как правило, с помощью считалки выбирают водящих. У любой народной игры есть закличка или игровой диалог персонажей. Вспомните в какие народные игры вы играли в детстве. Отгадайте, как называется игра по ее закличке.

-«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.»(У медведя во бору).

-«Гуси-гуси. га-га-га,

Есть хотите?. да-да-да»(Гуси-лебеди)

-«Тук-тук. кто там?

Покупатель. за чем пришел?»(Краски)

-«Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!»(Фанты)

- «Гори, гори ясно,

Что не погасло.» «Горелки»

Сейчас мы поиграем с вами обьединим подвижную игру со сказкой «Репка». Для этого нужно разделиться на 2 команды. Выбираем кто кем будет (Репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). 14 персонажей. Спасибо! Молодцы!

Разное: выбор родительского комитета и тд.

Спасибо всем за внимание и активное участие в наших посиделках. Выходя отсюда, помните, общение с ребенком на понятном ему языке устного народного творчества еще больше вас сблизит. Дети очень быстро взрослеют и то, как вы общались со своим малышом именно в дошкольном возрасте закладывает ваши взаимоотношения в дальнейшей жизни. И мы надеемся на то, что эта встреча помогла вам понять роль народного фольклора - как богатейшего материала не только для успешного развития речи детей, но и для формирования моральных принципов и духовного развития наших деток.

Если по этой теме у вас возникли вопросы, буду рада на них ответить.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Влияние устного народного творчества на всестороннее развитие детей»
Опубликовано: 20 января 2024 в 18:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД