Получи документы

Родительское собрание в средней группе «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»

Елена Петрова
Родительское собрание в средней группе «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

Задачи: Помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу;

Обсудить вопрос о том, как внутрисемейные отношения влияют на эмоциональное состояние ребёнка, познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей;

Форма проведения: беседа-диалог с элементами практикума

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка“» размещена в разделах

- Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья?

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы.

Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.

- А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»?

Я предложу на выбор 3 определения. Какое из них вы считаете правильным?

1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.

2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.

3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

- А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» :

«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

- Ты смотри, смотри-и, парень!

Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал! Не дорос. Тут они поперли на него в три голоса:

- Кретин! Сволочь!

- А вот мы счас милицию! А?

- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!

- Голодранец поганый! Кретин!

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!

С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».

- Вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?

Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.

- Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.

Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.

Обобщение: Родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье», считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Согласны ли вы с этим мнением?

Предлагаю вашему вниманию ситуацию:

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает:

- У меня было хорошее воскресенье.

- Чем же? – интересуется воспитатель.

- А у папы было очень хорошее настроение!

По этому поводу вопрос: согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение?

Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его настроения.

Ситуация 1. У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.

Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.

Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье

Мы вас призываем жить под девизом «Оптимистический настрой как доминанта жизни семья». Мы хотим вам предложить несколько советов о том, как управлять своим повседневным настроением и как правильно общаться с детьми.

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в обществе. Институт семьи и брака в России становится все менее популярен. Данные Комитета Гос. Думы по делам женщин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть сократилось число зарегистрированных браков, т. е. каждый третий брак распадается. Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи. Число семей, проживающих за чертой бедности, по статистике на 2001 год составляло примерно 22 млн. или каждая вторая семья.

Снижается воспитательный процент семьи. В течение последних лет наблюдается увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях.

Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в Тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.

В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку?

По определению профессора М. Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Гос. Думы по охране здоровья и спорту – под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком.

Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение, связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, мед. помощь).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т. Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много. Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.

Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям, систематическая и необоснованная критика.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Американский писатель-исследователь Н. Поланский доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его собственная потребность быть любимым.

В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным.

Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.

Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.

Исходя из вышесказанного, я хочу дать вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и теплыми.

Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.

Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований.

Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения. Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.

Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и вседозволенности.

Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.

Очень хорошие советы вы можете найти в книге «Популярная психология для родителей» и в книге «Как относится к себе и к людям» Н. Козлова.

Практикум для родителей

Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:

- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Итоги анкетирования родителей по теме «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка».

На 1 вопрос «Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?» 36 человек ответили «Да, знаю», 8 человек ответили «Не знаю».

Помните, от того, как родители, т. е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

На 2 вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 42 человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают, но хотят узнать мнение других.

Помните, если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

3 вопрос: «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?». 35 человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально. 11 человек – «Чем вас сегодня кормили?», 4 человека – «Что ты сегодня натворил?».

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».

На 4 вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?» 21 человек ответили – знаю много, читала; 20 человек ответили – я мало знаю об этом; 3 человека ничего не знают. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

На 5 вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?» 20 человек ответили «Знаю»; 21 человек ответили «Знаю, но хотелось бы больше»; 3 человека не знают.

Обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми, грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

На 6 вопрос «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?» Большинство ответило – да (33 чел., 11 человек не нуждаются в таких советах.

Чтобы ребенок занимался какой-либо деятельностью, необходимо создать для этого условия заинтересовать его. Очень эффективно действует игровые приемы, ведь игра – основная деятельность дошкольника. Любая деятельность ребенка будет результативна, если она ему интересна, и при этом он получает одобрение, похвалу, помощь, поддержку. Родители должны позаботиться о том, чтобы результат работы был заметен самим детям.

На 7 вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?» 25 человек считают, что это не верно, 19 человек считают, что «да», но они стараются этого избегать.

Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Публикации по теме:

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка «Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном».

Эмоциональное самочувствие ребенка — задача общая педагога и семьи Что такое эмоция? Какая она? Как она влияет на ребенка? Мир эмоций – это особый класс психологических процессов, которые человек (взрослый.

Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка»Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материалы к родительскому сабранию в ясельной группе на тему: "Эмоциональное благополучие ребёнка" Тема: Эмоциональное благополучие ребёнка.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Родительское собрание в средней группе «Что значит любить своего ребенка?» Родительское собрания Автор: Сейдалиева А. Р. «Что значит любить своего ребенка?» Цель: показать значимость гармоничного личностного развития.

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии личности ребенка» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Родительское собрание в старшей группе «Связная речь ребенка» Родительское собрание на тему: «Связная речь» Цели: 1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам развитии связной.

Родительское собрание в старшей группе «Знаете ли вы своего ребенка?» Родительское собрание в старшей группе «Знаете ли вы своего ребенка» Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между.

Эмоциональное самочувствие ребенка — задача педагога и семьи Статья на тему: «Эмоциональное самочувствие ребенка – задача педагога и семьи!» Что такое эмоция? Какая она? Как она влияет на ребенка?.

Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка Занятие элементами тренинга для родителей дошкольников. Ход тренинга Здравствуйте уважаемые гости, мы постараемся, чтобы наша сегодняшняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 16:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД