МААМ-картинки

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников» (январь)

Ольга Ларькина
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников» (январь)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель собрания : повышение компетентности родителей в области речевого развития и начальных навыков освоения чтения детей старшего дошкольного возраста.

Обучение нужно начинать в возрасте от 5 до7 лет. Вначале обучения очень важно возбудить интерес к учебе и правильно организовать занятия дома. Лучшему усвоению материала будут способствовать не однократные длительные занятия, а регулярные направленные на повторение пройденного и новый материал. Продолжительность занятий 15-20 мин. 1-2 раза в день, расписание лучше составить вместе с ребенком.

Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников“ (январь)» размещена в разделах

Первая группа упражнений – игры с разрезной азбукой в целях усвоения ребенком значения букв алфавита. Гласные изучаются первыми – [А],[У],[И],[О],[Э],[ы] – гласные звуки. Йотированные звуки – [Е],[Ё],[Ю],[Я] – содержащие два звука [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА] изучаются позже или в подготовительной группе.

Потом изучаются согласные, они должны произноситься только чисто, без добавления к ним, каких бы то ни было гласных. И вообще о названиях букв алфавита можно забыть до приобретения прочных навыков чтения, иначе процесс обучения может серьёзно затянуться. И ещё одна рекомендация для обработки первой группы упражнений - это показ укрупнённых печатных букв алфавита на карточках с параллельным написанием на бумаге, но меньших размеров.

Раньше большинство детей старшего дошкольного возраста говорили правильно, и только 15-20% детей была нечистая речь сейчас наоборот. Очень мало детей с чистой речью. В нашей группе 18 человек, но только у 3-4 человек чистая речь. Речевые недостатки проявляются уже в средней группе, это искажение свистящих, шипящих, соноров. Заменяют один звук другим, картавость, шепелявость. Встречаются и более серьё зные отклонения: заикание, аутизм, дислалия, дизартрия, алалия (полная потеря речи, но их небольшой процент. Чаще всего встречаются в речи детей, ошибки:

• неправильная расстановка ударения в словах;

• проглатывание окончаний слов или добавление аграмматизмов;

• подражание неправильной речи взрослых «яблуко», «мине», «хатит» и т. д;

• подражание речи сверстников.

Мы знаем, что характер человека формируется уже в раннем детстве, поэтому из-за дефектов речи ребёнок очень переживает, становится замкнутым неуверенным в своих силах. Некоторые родители не водят детей в детский сад, а в семье есть и другие дети с нарушение звукопроизношения, даже сами родители могут быть дефектом речи, поэтому у такого ребёнка воспитывающегося, в так называемой «нездоровой речевой среде», закрепляются дефекты произношения. Такой ребёнок, никогда не усвоит звуковую сторону языка, т. е. правильно произносить и воспринимать фонематические единицы языка: слова, слоги, звуки, интонацию (мелодика, длительность, интенсивность, темп речи, темп произнесения).

Ребёнок в возрасте от полутора лет к 4 - 5 годам практикуется в произношении отдельных звуков, слогов, слоговых комбинаций, происходит сопоставление слуховых образов, движений губ, языка, отрабатывается необходимые предпосылки для развития фонематического слуха. Высокая степень развития фонематического слуха - это начало воспроизведения речи. Для правильного формирования произношения, ребёнка предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы, как я уже говорила к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким звукопроизношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку пять лет, а он не произносит отдельные звуки, свистящие, шипящие, соноры, либо заменяет их на более лёгкий по произношению [Ж] на [З], [Ш] на [С], [Л] на [В,Й], [Р] на [Й]-[Л] или вообще отсутствует.

Не редко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, затушевывая их звучание. А гласные звуки очень важны для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа на занятиях по обучению грамоте. Систематические упражнения с гласными выполняют упражнения речевой гимнастики:

• выборка координированных движений органов речи,

развитие речевого дыхания,

развитие голоса и дикции.

Речевые дефекты сами с собой не исчезнут. Однако при благоприятном обучении дети способны к самокоррекции, постоянному самоконтролю речи.

Внятность и чистота произношение звуков зависят от атомического строения артикуляционного аппарата, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Нарушение анатомического строения и артикуляционного аппарата исправляют хирург – стоматолог (если подрезать короткую подъязычную уздечку) при дефектах развития челюстей к врачу – ортодонту (неправильный прикус).

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречаются у детей подверженных частым заболевания, у них задерживаются усвоение системы, звукопроизношения (не различают звонкие и глухие звуки, не управляют своими органами артикуляции, смешивают, заменяют, искажают все звуки.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата, страдает и мелкая моторика в пальцах рук, что также является одной из причин позднего становления звуков речи. Поэтому, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускорит созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволит быстрее исправить дефекты произношения.

У детей часто во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции, что также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

Родители сами могут помочь своему ребенку, разумеется, при желании и терпении.

Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправления.

Работая с ребенком, используйте красочный наглядный материал: цветные картинки (серия картинок) различные лото, кубики, игрушки. Старайтесь сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка и не должно превышать 15-20 минут. Если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его, отрывать от интересного ему занятия.

Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:

• Пальчиковая гимнастика;

• Упражнения для губ;

• Сочетания движений губ и выдоха;

• Упражнения для языка

• Сочетания движений языка и выдоха;

• Голосовые упражнения на материале гласных звуков; анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук - в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах дополнительно используя другие виды работы, как раскрашивание, рисование, изготовление аппликаций.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной его удаче.

Ваш доброжелательный настрой - залог успеха!

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Ход родительского собрания. Воспитатель: добрый вечер,.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие детского творчества» Цель: Ознакомление родителей со значением детского творчества в развитии старших дошкольников. Предварительная работа: Оформление пригласительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников» (январь)
Опубликовано: 23 февраля 2024 в 10:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников» (январь)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ларькина (УИ 399601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД