Лилия Баторшина
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Давайте познакомимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Давайте познакомимся»
Цель: познакомиться с родителями воспитанников речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.
Оборудование: столы и стулья, расставленные полукругом.
Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе „Давайте познакомимся“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Ход собрания
Добрый вечер, дорогие родители! У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Я очень рада видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи нам не достичь.
Наша группа называется речевой или логопедической.
В нашей группе, помимо меня – логопеда, с детьми будут заниматься так женаши воспитатели.
Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи.
По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение стертая дизартрия, повлекшая за собой ОНР и ЗРР.
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.
Причины:
1. Родовые травмы.
2. Частые и длительные соматические заболевания в раннем возрасте.
3. Дефицит общения.
4. Неблагоприятные воздействия речевой сферы.
Теперь разберемся, что же такое ЗРР. Отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у ребенка может быть нормальным. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Причины:
1. Не востребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
2. Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
3. Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
4. Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т. д.).
5. Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте.
6. Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.
Теперь разберем то, что вызвало ОНР и ЗРР – стертая дизартрия. Это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляторным расстройством, возникающим при поражении нервной системы. Это микроорганические поражения головного мозга, тех отделов, которые отвечают за движения (крупные и мелкие).
Артикуляция – это тоже движения. И это самое сложное, на что способны наши язык и губы.
Причины появления стертой дизартрии:
1. Часто расстройство вызвано слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ.
2. Негативные факторы, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития (внутриутробном и послеродовом периодах).
Ребенок с дизартрией сам не может справиться. Рефлексы совершаются независимо: хотим мы этого или нет, они сознанием не контролируются. Ребенок не может ими сам управлять.
Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.
С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.
Работа с логопедом. Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.
Для этого используются следующие методики:
Пальчиковая гимнастика. Известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.
Работа с детьми будет проводиться по следующим направлениям:
• Формирование правильного звукопроизношения.
• Развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка).
• Совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции.
• Совершенствование грамматического строя речи.
• Обогащение, активизация словарного запаса речи.
• Развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму.
• Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы.
• Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, и в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с детьми.
Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени с 1 сентября будетдлиться I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей заносятся в речевые карты детей. Поэтому, я попрошу вас заполнить небольшую анкету, связанную с развитием ребенка.
Теперь немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на :
• Занятия по формированию лексико-грамматического строя.
• Занятия по формированию связной речи.
• Занятия по подготовке к обучению грамоте.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.
Для закрепления материала дома, вам будут даваться тетради каждую пятницу. Задания в тетрадитак же будут построены по тематическому принципу.
На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений. Обучение грамоте - самое сложное из всех направлений работы с детьми, потому что у наших детей не достаточно сформировано зрительное, фонематическое и слуховое восприятие. Что бы сформировать эти процессы, необходим наглядный материал, который сконцентрирует внимание детей. Для этого нам необходимо закупить рабочие тетради, которые помогут закреплять звуки, сформировать навыки грамоты, чтения и письма. Надеюсь, что меня родители услышат и помогут в приобретении пособий для своих детей.
Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям Нищевой Наталии Валентиновны.
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения и закреплению материала, который был недостаточно усвоен детьми на подгрупповых. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.
Для правильного произношения звуков необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.
Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях.
Все, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего ребенка: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите,пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Это:
Коррекция звукопроизношения.
Формирование грамотной, выразительной речи.
Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе.
Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике.
Индивидуальный подход к ребенку.
Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Убедитесь, что ваш ребенок готов к занятию. Не забывайте тетради дома!
1. Плохую речь нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого требуется время и совместные усилия учителя-логопеда, ребенка и его родителей.
2. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
3. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
4. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Не принуждайте ребенка заниматься.
5. Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.
6. Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).
7. Верьте в силы своего ребенка. Верой и терпением вселите внего уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.