Получи документы

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста»

Наталья Бученкова
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста»

Здравствуйте, наши уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас на нашей встрече. Мы сегодня собрались, чтобы обсудить с вами тему «Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста».

Публикация «Родительское собрание „Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Прежде чем начать наше обсуждение, я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Предлагаю каждому повернутся к тому кто сидит от вас справа, назвать его по имени и сказать слова приветствия (Наталья я очень рада вас видеть). Ну например начнем с меня…

Надеюсь, вы немного раскрепостились, повеселели, теперь можно переходить к нашей теме. Итак, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны, очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И задача взрослых развивать эту активность, и направлять ее в нужное русло.

В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Самообслуживание – это основа освоения ребенком культурно-гигиенических навыков, а именно навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание формирует положительные качества, такие как ответственность, желание и умение преодолевать препятствия, упорство, настойчивость, ловкость, координацию движений, приучает к порядку.

Кому из вас не знакомо стремление ребенка к самостоятельности? Очень часто, когда взрослые начинают одевать на ребенка рубашку, платье, колготки, кормить его, умывать, слышат «Я сам!», но по разным причинам из-за отсутствия времени, или из-за неуверенности в силах ребенка родители стремятся сделать все за него сами. Им кажется, что ребенок, не может выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется и т. д., а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Как вы думаете, правильно ли поступают взрослые? (Обсуждение)

Такие действия взрослого причиняют ребенку только вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво и терпеливо. На просьбу «Я сам!» не следует отвечать: - «Мне некогда», а лучше дать ему возможность попробовать свои силы.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему требуется помощь взрослых. Главными воспитателями своих детей являются родители. Но родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний психологии и педагогики приведут к ошибкам, непониманию, а значит к безрезультатности. Поэтому задача педагогов дать родителям необходимые знания в воспитании самостоятельности в самообслуживании. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата. Но прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить определенное место для игрушек, чтобы ребенок мог поиграть и убрать за собой игрушки. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным.

Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо так же правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Обучая тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.

Например:

- полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать, что бы оно, не упало на пол;

- чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку;

- чтобы правильно надеть платье или свитер сначала нужно определить, где у них перёд (на одежде детей должны быть отличительные признаки);

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще, не научился правильно, есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче научится сначала мыть руки, а потом лицо.

Повторность режимных моментов (процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности, поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

Но формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением.

Например:

Мама утром собирает ребенка в детский сад и предлагает ему одеть колготки самому, но ребенок капризничает и отказывается одеваться. Как вы поступите в данной ситуации? (Обсуждения…

В этой ситуации помогает игровой прием с игрушкой, например «плачущий мишка», который не умеет одеваться сам, и он просит вашего малыша ему помочь. И вы предлагаете ребенку показать мишке, как он умеет одеваться. Ребенок начинает одеваться и показывать ему, как надо это делать. Мишка обязательно хвалит своего помощника.

В закреплении навыков самообслуживания, использование игровых приемов более активно воздействует на ребенка. В играх с куклой, мишкой, зайкой можно, например, закрепить знания детей о последовательности одевания, раздевания, умывания. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно наблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Также увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав интерес к предмету. Так в процессе умывания предложите ребенку мыло в красивой упаковке, рассмотрите его с малышом, скажите, как оно приятно пахнет, как хорошо пенится, предложите ему намылить руки и посмотреть на пену.

Наглядный пример так же немало важен в самообслуживании. Показывайте ребенку картинки с теми или иными действиями (умывание, одевание, прием пищи). При этом рассказывайте, что изображено на них.

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки, стишки, прибаутки. Чтобы вызвать у детей желание умываться, одеваться, кушать, и сделать для них этот процесс легким и приятным, во время этих действий читайте для них потешки и стишки, при этом соответствуйте действию и называйте ребенка по имени.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение, похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладение навыками, действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, не достаточно сказать ему «Молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью – самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Игра: «Назови слова, выражающие похвалу ребенку».

Родители, передавая друг другу игрушку, по очереди говорят слова похвалы (молодец, умница, и т. д.)

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Все увиденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Старшие братья и сестры также должны быть примером для младших.

В воспитании ребенка нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении со взрослыми, и это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему.

Труд должен приносить ребенку радость, поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать, пройдет время и с вашей помощью он этому обязательно научится. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Вот и подошла к концу наша встреча, а закончить ее мне хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем», надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты. Я желаю Вам терпения и понимания в общении с вашими малышами. Спасибо за внимание.

.

Памятка для родителей по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста.

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания, прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он сам не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте : потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровой пример.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя

Памятка для родителей по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста.

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности.

Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания, прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он сам не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте : потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровой пример.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Родительское собрание.

Тема: Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста.

Воспитатель :

Бученкова Н. А.

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности.

Заинтересовать проблемой, учить анализировать.

Рассказать, как приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.

Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей к 2 годам :

*Заинтересованно относиться к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда ему одевают колготки, штаны, обувь, - поднимать ручки во время надевания майки, футболки, кофты, пытаться одеваться самостоятельно.

*Мыть и вытирать руки.

*Проситься и ходить на горшок.

*Держать ложку, пытаться есть самому, пить из чашки.

Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей к 2 годам :

• Заинтересованно относиться к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда ему одевают колготки, штаны, обувь, - поднимать ручки во время надевания майки, футболки, кофты, пытаться одеваться самостоятельно.

• Мыть и вытирать руки.

• Проситься и ходить на горшок.

• Держать ложку, пытаться есть самому, пить из чашки.

Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей к 3 годам :

• Мыть руки, заворачивая рукава.

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду, не мочить одежду.

• Правильно пользоваться мылом.

• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

• Снимать и одевать одежду, складывать ее и выворачивать на лицевую сторону.

• Замечать непорядок в одежде, и самостоятельно или обратившись за помощью к взрослому устранять его.

• Пить из чашки, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

• Есть аккуратно, не пачкаясь, пережевывать пищу с закрытым ртом.

• Убирать игрушки, книжки на определенное место.

Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей к 3 годам :

• Мыть руки, заворачивая рукава.

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду, не мочить одежду.

• Правильно пользоваться мылом.

• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

• Снимать и одевать одежду, складывать ее и выворачивать на лицевую сторону.

• Замечать непорядок в одежде, и самостоятельно или обратившись за помощью к взрослому устранять его.

• Пить из чашки, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

• Есть аккуратно, не пачкаясь, пережевывать пищу с закрытым ртом.

• Убирать игрушки, книжки на определенное место

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание «Мы уже не малыши» в группе раннего возраста Итоговое родительское собрание «Мы уже не малыши» в группе раннего возраста. Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных» Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Подготовила.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной формеРодительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной форме Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие полноценного развития личности». Мы работаем с детьми раннего возраста. Из опыта работы.

Родительское собрание во 2 классе «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Цели: • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; • познакомить родителей с гигиеническими требованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 15:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД