МААМ-картинки

Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Альбина Хайдарова
Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше на протяжении всей жизни. Дошкольное детство – очень важный период, где закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Исходя из своих наблюдения, работая с детьми, я сделала вывод о том, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов, после занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не хотят думать.

На первом этапе своей работе по данной проблеме я начала изучать научно-педагогическую литературу по данному вопросу, создала в группе развивающую предметно-пространственную среду для развития познавательной активности; картотеку дидактических игр, организовала работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Дидактические игры играют важную роль в воспитании детей разных возрастов. В младшей группе интерес к дидактическим играм вызван практическим осуществлением предметных действий. Они сравнивают основные свойства предметов: учатся соотносить цвета, сравнивать форму, накладывать друг на друга предметы.

Методикой проведения и изучением дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры. Такой взгляд определяется теми задачами обучения, которые стоят перед детским садом: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.

Различают три основных вида дидактических игр : предметные игры, настольные игры, словесные игры.

Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. В качестве дидактических материалов мы используем игрушки, реальные предметы (предметы обихода, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место у нас занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Данные игры помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними я организую игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей использую многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, я постепенно перевожу игру детей на более высокую ступень.

Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Я использую настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. Дети увлекаются составлением картинки, если предварительно сказав, что получится волшебная фигурка, подарок для зайчика и т. п., то есть, создав настрой на необычный и неизвестный конечный результат, игровой, сюрпризный момент.

В своей деятельности я часто используем так называемый «Умный куб», с помощью которого я знакомлю детей с новым материалом, обучаю способам их использования в практике; развиваю воображение, креативность мышления; воспитываем положительное эмоциональное отношение, личностные качества в период освоения интеллектуальных игр.

Данное пособие использую в виде комплекса дидактических игр, как часть обучающего занятия, в индивидуально работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельность детей.

Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

Третий вид дидактических игр : словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Я учу детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.

Я забочусь о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно провожу обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывая ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Постепенно добавляю в группе новые дидактические игры, а по мере их освоения ввожу усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

При проведении дидактических игр я придерживаюсь следующих принципов:

- доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

- повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

- соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

- элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Наиболее эффективных результатов в работе с детьми можно добиться только при условии совместной работы родителей и воспитателей. Поэтому, я стараюсь свою работу строить так, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. Мною разработаны консультации, памятки для родителей по проблеме развития познавательно интереса детей дошкольного возраста; проводятся индивидуальные беседы с родителями.

На сегодняшний день у нас есть уже результаты. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, что повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 18:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД