виктория прокофьева
Роль двигательных упражнений в развитии зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Роль двигательных упражнений в развитии зрения.
Рассматривая проблему зрительного восприятия и физического воспитания детей с нарушением зрения, следует упомянуть таких исследователей, как М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, Р. Н. Азарян, Б. В. Сермеев, Д. М. Маллаев, Л. И. Плаксина., чьи идеи нашли отражение в последующих научных работах других авторов.
Публикация «Роль двигательных упражнений в развитии зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Физическое воспитание дошкольников с косоглазием и амблиопией рассматривалось Л. С. Сековец и Ю. В. Павловым. В своих экспериментах они исследовали вопросы физического развития детей этой категории. Л. С. Сековец и Ю. В. Павлов предложили корригировать двигательные нарушения детей с косоглазием и амблиопией с помощью специальных упражнений и технических средств. Они не ставили задачу коррекции зрения, но осуществляли офтальмологический контроль. Ю. В. Павлов, изучая влияния дозированных физических нагрузок различного характера на состояние органа зрения ( учитывались: острота зрения, состояние фузионной способности, бинокулярное зрение, сделал вывод, что повышение остроты зрения в определенной степени связано с положительным влиянием примененной им системы проведения физических упражнений, другие показатели органа зрения остались без изменений. Подобное заключение делает и Л. С. Сековец: коррекционно-педагогическая работа, проводимая совместно с лечебно-восстановительными мероприятиями, влечет за собой устойчивое повышение остроты зрения у детей с косоглазием и амблиопией Успешное решение задач, направленных на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, зависит от развития зрения, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Несовершенство развития данных параметров снижает возможность формирование практических навыков и умений для удовлетворения различных жизненно необходимых потребностей. Психолого - педагогический аспект зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, как отмечают Л. И. Плаксина, Л. И. Сековец, В. П. Ермаков, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора. Которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота. Снижение сенсорной информации, сенсорно - перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировки. Особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения - это отражение изменение положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения; умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. Наличие яркого оборудования и зрительных ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируется представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях т. е. происходит развития полисенсоного восприятия. В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций. Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети выполняя задание в условном плене, затем переносят их в реальное пространство. Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, виденья всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей. В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет точка отсчета, ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело (в общеразвивающих упражнениях, основных движениях). Происходит овладение знаниями о теле человека, его частях. Развитие мобильности. Передвижение по шведской стенке, прыжки по клетка, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микроплоскости.
Так как физическое воспитание, а непосредственно занятия физкультурой связано со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положения тела, расчетом времени характеристик движений, оно позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки в макропространстве могут служить общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде, катание на лыжах и санках. У детей с нарушением зрения существует такое понятие как зрительно двигательно - пространственная ориентировка (ЗДПО, это ориентировка, в которой функция зрения играет существенную роль в координации движений. В развитии зрительно - двигательной - пространственной ориентировки первостепенная роль отводится физическому воспитанию. Для лучшего понимания условий, обеспечивающих ЗДПО, надо приставить такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол. В этих играх дети находятся в постоянном разнообразном движении, им приходится ориентироваться в пространстве площадке относительно игроков. Движущегося мяча, ворот, линий отметки в ограниченное время. Из выше представленного можно сделать вывод, что физическое воспитание детей с нарушением зрения решает задачи общепедагогической и коррекционной работы.
Литература:
1. Павлов Ю. В. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с применением специальных технических средств. Автореф. дисс. На соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –М., 1988.
2. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Физическое воспитание. // В сб. : Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида. Часть 1: Программы детского сада. Коррекционная работа в начальной школе. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ГороД, 1999.-С. 44-66.
3. Сековец Л. С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 143с.
4. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н. Новгород, Изд. Ю. А. Николаев,2001. – 168 с.
5. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н. Новгород, Изд. Ю. А. Николаев,2001.